Аталанта, Жан Виго, 1934

Nov 11, 2013 00:22



Аталанта - это шаланда молодого капитана Жана, куда он приводит свою невесту Жульетту прямо из под венца, и на которой они уплывают из её родной деревни. Кроме них на корабле есть папаша Жуль - неопрятный, кривоватый старый матрос с дюжиной кошек и патефоном, который собирает старьё, играет на гармошке и всё время пинает Малыша - простоватого мальчишку-матроса, неуклюжего и безропотного. С утра команда встречает Жульетту песней, Жан - нежными объятьями, а режиссёр - Жан Виго - солнцем в глаза, заставляющим долго жмуриться, и ветром трепещем волосы. Они такие счастливые, и нам достаётся этого утра, ветра, света и счастья. Весь фильм - несколько дней с ними - кошки вертятся под ногами, Жан боится оставлять корабль, Жульетта рвётся в Париж, Папаша Жуль напивается, Малыш получает подзатыльники. Объятья и смех, разбитые тарелки и поцелуи. Они по-детски серьёзно ругаются и обижаются, и так же быстро мирятся. Думаю, этот фильм - мечта режиссёра и его игра в беззаботную юность, романтику, в любовь и ревность, злость и снова любовь. Режиссёр постоянно пугает нас нечеловеческой тоской, которую превращает в улыбку, как только мы начали бояться.
Что есть ещё в фильме, кроме очаровательных героев?
Запомнилось два момента. Вещественность - объятья героев не схематичны, а очень телесны, всё ощутимо - спутанная шевелюра Папаши Жюля, пластинка для патефона, по которой можно играть пальцем, вода, в которой Жан крутится задержав дыхание, и одна из кульминационных сцен - герои ложатся спать в разных постелях и чувствуют и ищут друг друга во сне.
Ещё запомнилась игра с восприятием изображения. Когда Жульетта в белом свадебном платье вырывается из объятий Жана и идёт по палубе, как привидение - не топиться ли? - нам боязно за неё, нам показывают бабу на берегу, которая видит её и крестится. А Жульетта ничего - доходит до конца и падает мужу на руки.
Так что веселятся не только герои, но и режиссёр с ними вместе.

P.S. - слушаю лекции про историю кино, чтоб что-то запомнить решила писать рецензии. Но это странный жанр - и сказать не понятно что и читать не особо интересно. Не лучше школьных сочинений.

франция, 1934, кино

Previous post Next post
Up