Писать иконы мне хотелось с детства.
Первая работа хранится у меня до сих пор, с ошибками в живописи (руки изображены не так, как надо, глаза непропорционально большие, светотени неправильно передают объем, в результате лицо кажется плоским), и вообще, с жуткими святотатственными неправильностями - Спаситель на ней держит в руке раскрытую книгу, а в книге той текст молитвы «Отче наш» я за каким-то лядом написала на латыни!…. Да я и саму-то молитву сначала выучила на латыни (смешно сказать, из текста «Человека, который смеется» Виктора Гюго), а уж потом, гораздо позже, нашла где-то ее текст на церковнославянском…
В то время не так-то просто было найти текст молитвы, родителей спросить я отчего-то стеснялась, все это держала в тайне ото всех..А было мне лет 14-15 еще.
Кстати, на той иконе, оригинале, с которого я пыталась скопировать рисунок, в раскрытой книге была не молитва, а слова "Заповедь новую даю вам - да любите друг друга!"
Я помню, с какого образца была писана та икона: когда мне было 15 лет, в автобусе, после пятнадцатиминутного переглядывания, я познакомилась с молодым человеком Славой, с которым у меня был непродолжительный роман (Славу забрали в армию месяца через четыре после нашего знакомства), а икона принадлежала его маме.
Это была икона, изготовленная в конце 19 - начале 20 века заводским способом, на жести, прикрепленной к деревянной основе, сейчас примерно такие продаются в церковных лавках, но тогда икон было не достать, люди бережно хранили доставшиеся от мам и бабушек старые иконы, а писали ли в те годы новые - даже не знаю. Рисунок был сделан хорошим художником, чувствовалась рука большого мастера.
Слава по моей просьбе принес мне икону домой, я обвела контуры на кальку, и на куске толстой фанеры рисовала масляными красками…
Лицо получалось плохо, писать маслом лица в разного рода художественных заведениях учат особо, в этом умении есть масса нюансов, один только подбор цвета чего стоит! А я была самоучкой, (да не забудем, что мне было тогда всего-то 15 лет), методом тыка подбирала необходимые оттенки, старательно выписывала светотени, придавая изображению объем…Как мне казалось.
Эту работу я не успела как следует скопировать в цвете, Славина мама всполошилась и потребовала икону назад, поэтому складки на одежде и руки мне пришлось дописывать по памяти….
Я была огорчена тем, что Славина мама мне не доверяет, ведь я же для хорошего дела взяла ее! Но, как позже выяснилось, до меня Слава дружил с такими…хм… девочками, что его мама очень опасалась даже за свои вещи, и у нее спальня закрывалась на дополнительный замок! Я впервые видела, чтобы в обычной квартире, не в коммунальной, комната запиралась отдельно…Правда, потом я увидела Славину предыдущую…ээ….девочку. Пожалуй, я бы тоже навесила замки..по всей квартире.
К слову сказать, потом Славина мама очень меня полюбила, и пока Слава служил в армии, всячески поддерживала отношения со мной, но увы, Славу я «не дождалась». Да я, собственно, и не собиралась его ждать.
Но дружим/общаемся мы со Славой до сих пор.
С грехом пополам я завершила работу, и понесла в школу показывать девчонкам. На меня посыпались заказы - подруга Нинка Ш. хотела точно такую же, и Николая Чудотворца, мне даже принесли небольшую иконку для образца. Нинин заказ я выполнила, а вот Саша Н. тоже хотел Николая, но я почему-то все никак ему не могла ничего нарисовать, так до сих пор и не получил свой заказ…
Еще Ленке Я. я, помню, нарисовала двух архангелов, найдя на «деревянной» помойке телестудии набросок, сделанный студийным художником. Закадычная бывшая подруга Нина Л. громко заявила, что такое позорище она бы ни за что не повесила на стене у себя дома, но Лене работа понравилась. Вот только фанера, на которой были написана архангелы, через какое-то время пошла винтом. Потому что кто же пишет иконы на фанере!!:)
Не имея никакого художественного образования, я и не подозревала, что все делаю неправильно: доску (а уж никак не фанеру) нужно грунтовать, иначе краска очень быстро пожухнет или облупится, сверху работу надо покрывать лаком, да и вообще, цвет лица состоит из смеси не только белого и коричневого, как у меня, а из сложного состава белого, желтого, красного, коричневого, и даже зеленого цветов!!
Ну, положим, лаком я работу свою сразу и покрыла, только лаком не для живописных работ, а тем же лаком, которым мы тогда в квартире покрывали паркет! Ужас какой. И ведь ничего, до сих пор жива та икона, вся такая неправильная…
Потом на афише в кинотеатре я увидела изображение Богоматери.
Строго смотрела Богоматерь своими чистыми ясными глазами…И так мне понравилась та икона, что я страшно захотела ее нарисовать.. Я зарисовала основные черты той конкретной иконы на листочек записной книжки, и вскоре по памяти написала лик. Опять масляными красками, но уже на загрунтованной доске. Та "икона" мне очень нравилась, и когда много лет спустя я показывала свои самодельные иконы одному маститому художнику, он сказал, что это - самая удачная из моих работ…
А много позже, когда я познакомилась с настоящим иконописцем, у которого моя дочка почти год занималась в кружке иконописи при Конюшенной церкви, разругал мои творения в пух и прах, сказав, что их и иконами-то нельзя называть…
Кстати, может, вы знаете, а может и нет - реалистическая манера в иконописи появилась примерно в 17 веке, наряду с другими церковными новшествами, а до тех пор царила аскетичная старинная иконопись, где лики были несколько условны, даже схематичны, именно в этой манере и написаны основные произведения великих иконописцев, хранящиеся в музеях (иконы Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, с характерными белыми полосками под глазами, с короткими ногами всадников...). А в разного рода красивых художественных современных календарях вы увидите в основном иконы более позднего письма, где лица написаны как портреты с натуры.
Разного я наслушалась за эти годы: одни говорили, что у меня руки отнимутся, нельзя, мол, браться за такое дело без благословения (отчасти они правы), другие уверяли, что если бы не разрешение Свыше, то у меня бы и желания-то такого не появилось…
Я для себя решила, что правы вторые. И продолжала писать (рисовать) иконы.
Как-то раз муж купил мне книжечку об основах иконописи, откуда я почерпнула множество практических советов, узнала названия основных типов икон, кое-какие исторические сведения, но все равно, нужна была подсказка именно практикующего иконописца.
Году этак в 2003-м в газете случайно я нашла объявление о школе иконописи, и разумеется, сразу туда помчалась. Занятия проводились по воскресеньям, в здании обычной школы, недалеко от станции метро «Кузьминки», стоило это дело недорого, рублей 500, что ли, в месяц. Там вел занятия профессиональный художник-реставратор, работающий в Третьяковской церкви, замечательный человек, Василий Капитонович (редкое старинное отчество). Именно там я узнала азы иконописи: как делают краски, почему нельзя рисовать икону «на глазок», а только обводить контуры по специальным трафаретам - прорисям, и многое другое…
В школе занимались в основном люди с художественным образованием, желающие научиться основам иконописи, чтобы затем зарабатывать этим делом себе на жизнь. Я же такую цель не ставила, мне было просто интересно…Кстати, многие мои знакомые, когда я им рассказывала об этой школе, очень удивлялись - Как? Простые люди? Вот я или ты можем писать иконы?
И так, и не так.
С одной стороны, писать иконы может научиться действительно любой человек, в том плане, что это не должен быть непременно, допустим, монах. Другое дело, что когда достигнешь уровня истинного мастерства (а это определит Учитель), и примешься за настоящую икону, тебе непременно нужно получить благословение церкви, соблюдать пост, и кое-какие иные правила, иначе твоя икона будет не совсем иконой…
А если свое творение ты не собираешься использовать в культовых целях - пиши-рисуй их сколько угодно!….
Я начала с самого простого и скучного: обводила по прорисям картинки, отрабатывала линии (не так-то просто провести даже тонкой кисточкой тончайшую линию красками). Учились мы рисовать не настоящими «иконописными» красками (темперой), а гуашью, разведенной в слабом растворе клея ПВА.
Темпера делается так: берется пигмент (обязательно натуральный, и в этом большая проблема - пигмент сейчас сложно достать, художественным заводам производить его невыгодно, я привозила на всю школу пигменты из Санкт-Петербургского завода масляных красок), это порошок, который специальным камнем с ровным срезом на специальном матовом куске стекла растирается до тончайшего состояния…Затем пигмент разводится в смеси яичного желтка с небольшим количеством уксуса (чтобы яйцо не протухало слишком быстро), и вот вам готовая темпера…Писать темперой довольно сложно, нужен практический навык, немного похожа на эту технику, как я уже говорила, смесь гуаши с раствором клея ПВА…
Пишут иконы на специально подготовленной загрунтованной доске. Можно сделать это самому, но проще купить готовую доску в каком-нибудь монастыре. Ведь нужно хорошее просушенное дерево, ровная поверхность, в которой сделано специальное прямоугольное углубление (сантиметрах в двух от края центральная часть доски плавно как бы «утоплена» внутрь). Самому сделать это не так-то просто. Да и грунтовка - дело сложное: как-то раз, давно, я грунтовала доску для работы маслом, нужно было растопить столярный клей (который сначала надо достать, а вдобавок он при нагревании премерзко воняет), развести в нем зубной порошок, и вот этой тягучей смесью умудриться ровно покрыть доску…
Для иконы технология еще сложнее, поверхность доски оклеивается специальной холстиной, и грунтуется смесью мела и рыбьего клея (этот грунт называется левкас)уже все вместе, с холстом…Поди найди этот рыбий клей! Мы как-то искали с мужем. Хаха. Облазили все Измайлово, где тусуются торговцы иконами, картинами, красками и прочей всячиной, и все напрасно. Мне показалось, что выражение «рыбий клей» некоторые воспринимают почти как «рыбий мех».
…..К сожалению, мне не удалось поучиться в школе хотя бы сезон: заболела мама, мне пришлось ездить по выходным в Питер, коробку с пигментами я долго хранила, а потом подарила соседке-художнице, она была очень рада…
Последняя моя работа, незаконченная - срисованная (опять-таки, масляными красками!) с покупной (в книжном, кстати, магазине купленной, не писаной, а сооруженной из ДСП с нанесенным заводским способом красочным слоем) иконы Спаса Нерукотворного. Нет времени, чтобы закончить…
Пачка прорисей лежит дома, ждет своего часа. Я все-таки надеюсь, что когда-нибудь еще вернусь к этому занятию…
Немного сведений
Одигитрия (греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
Пантократор (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии - Христос восседает на троне, благославляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий). Получает широкое распространение, начиная с IV-VI веков (т.е. после официального признания христианства) в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен тип поясничного Пантократора - один из самых статичных иконографических типов, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т.п.
Гликофилуса (греч. - сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем: младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое ранее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы как Владимирская, Федоровская, Донская и др.
Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком - на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь - один из праздников православной церкви, отмечаемый 16 (29) августа.
Оранта (лат. - молящаяся) - один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (ладонями наружу), т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы (ср. молитву Моисея во время битвы израильтян с амалекитянами (Исх XVII, 8-16). После сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с "миром дольним" - у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает таким образом Своим божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции "Вознесение"). Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи не сохранились; этот образ используется только в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве.