О бедном главбухе замолвите слово...

Apr 14, 2007 10:14

Читать удается преимущественно в метро - три остановки по дороге на работу, и четыре - после работы...Взяла в чтиво Улицкую про искренне вашего Шурика. И снова натыкаюсь - героиня не потянула в творческой должности и пошла в бухгалтеры...То есть, дают понять, что неудачница...
Недавно одна звезда (в самом лучшем смысле звезда, реальная) с удивлением высказалась, мол ты была такая вся из себя, и вдруг бухгалтер...
Я уже давно замечаю, что основная масса народа по-прежнему считает профессию главного бухгалтера (а это, замечу, немного не то же самое, что "простобухгалтер") чем-то скучным, обыденным, нетворческим...

Попробую сказать пару слов о своей профессии...


Просто_бухгалтер сейчас называется счетоводом. Кто еще помнит Пана Вотрубу - вот-вот, он самый...:)) Таким бухгалтером уж точно любая Шура может стать..Впрочем (вспоминая кое-какие эпизоды) тоже не совсем уж и любая...
Итак, если ты главный бухгалтер большой фирмы (в маленькой - действительно, это может быть и нудным, и простым), то ты должна в одном флаконе совмещать массу достоинств.
Во-первых, ты должна, в общем-то, знать бухгалтерский учет. Что это значит? Элементарные знания - план счетов, на каком счете что учитывают, как происходит отражение событий хозяйственной деятельности организации, какие счета с какими корреспондируют, как ввести первичные документы, как вывести финансовый результат (прибыль или убыток?) по данным бухгалтерского учета, как составить баланс и отчет о прибылях и убытках, какие данные из отчета о прибылях коррелируют с данными баланса, и массу других вещей этого рода...План счетов неплохо бы знать наизусть, помогает работе (с годами само собой, его выучиваешь, не напрягаясь). И не надо думать, что знание бухучета - нечто само собой разумеющееся для главного бухгалтера, мне доводилось дважды сталкиваться с такими, кто бухучет знал так, в теории, немножко...Но по каким-то политическим причинам таки занимал должность главбуха.)
Во-вторых, ты должна знать специфику выведения прибыли по данным налогового учета и правила исчисления НДС (налога на добавленную стоимость, не очень понятный мне, слизанный с западного образца искусственный налог). Немногие знают, что стараниями наших умников от Минфина все бухгалтеры в России ведут два вида учета - бухгалтерский и налоговый, и принципы формирования, например, прибыли в бухгалтерском учете серьезно отличаются от того же в налоговом. Ведение налогового учета подразумевает взрытие огромного пласта знаний, поскольку существует не только Налоговый кодекс, а еще и куча писем, приказов и прочей нормативной макулатуры, причем, все эти указивки регулярно меняются, обновляются, в них добавляют новые пункты, и за всем этим нужно пристально следить..Во всяком случае, мне приходится делать ежедневный мониторинг налоговых новостей...И на мой взгляд, это сейчас почти самое главное в нашей работе - поэтому многие бухгалтеры получают второе образование - юридическое...И моя любимая поговорка на собеседованиях (кстати, да, ты еще должна уметь определить - годится нам вот этот кандидат или нуегонафиг) - Если мне кто скажет, что он знает все, то я ему не поверю..Знать ВСЕ сейчас невозможно. Физиологически.:)
В-третьих, ты должна знать правила оформления первичных документов - накладных, счетов-фактур, актов, авансовых отчетов, приходных и расходных кассовых ордеров, правила заполнения кассовой книги, книги покупок, книги продаж, уметь проверить правильность составления договора, найти невыгодные организации пункты, составить протокол разногласий, и прочая и прочая...Какие-то правила не меняются годами, а какие-то - только успевай следить, умники от минфина меняют правила игры регулярно, чтобы создать видимость бурной деятельсти...Кстати, так же часто меняют и внешний вид деклараций по налогу на прибыль, по НДС, по налогу на имущество, и пр и др...Многие вещи нигде не прописаны - как заполнить чек в чековой книжке, например..Все эти прочерки, на какую строку нельзя заезжать, и с какой буквы и в каком месте начинать писать сумму прописью?...Это приходит с трудным опытом, когда загубишь несколько чеков, выслушаешь саркастические комплименты от банковских деятелей (йолки, а ГДЕ, я вас спрашиваю, ну ГДЕ это написано?? Ни разу не удалось прочитать, все вот так - из уст в уста, бухгалтерский фольклор), вот тогда и научишься заполнять чертов чек...:)
Хорошо, если в организации программа, которую обновляет официальный разработчик (допустим, "1С"), а у нас исторически сложилось так, что наши програмисты так изуродовали "1С", что она стала нетиповой и не подлежит обновлению, а это значит, что каждую декларацию я заполняю вручную, предварительно составив в Экселе кучу хитрых взаимосвязанных таблиц. Но я предпочитаю один раз (но в течение недели:)) посидеть вечерами, но максимально автоматизировать процесс, чтобы потом легким движением руки моя декларация заполнялась полуавтоматом..Честно скажу, не ожидала от себя таких способностей. Ан нужда заставила.:)
В-четвертых, ты должен уметь налаживать необходимые знакомства - в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, и в иных нужных госструктурах..Это значит - помнить, что с начальницей этого отдела нужно поговорить про фен-шуй и биоэнергетику, с начальницей этого отдела - повосторгаться ее цветами, эту - похвалить за элегантный наряд, этой - подарить на новый год вазу из смальты, поскольку она коллекционирует именно смальту, и именно синюю...:) Говорить на темы нужно, будучи в теме, цветы надо хвалить искренне, и все делать искренне...Может, поэтому, самые мерзкие рептилии со мной достаточно любезны, а некоторые с годами стали испытывать нечто похожее на симпатию, и даже по звонку выполняют несложные просьбы не за конфетку, а просто ради огромного человеческого спасиба...:)
Далее (я уже упустила, в пятых или в шестых?) ты должна уметь грамотно, без лишней витиеватости, но не упуская важные детали, составлять деловые письма в любые инстанции, служебные записки руководству, тексты приказов, и т п..
Ты должна изобрести способ провести документ, который в принципе невозможно отразить в учете, зато потом наградой тебе будет случайно услышанное из уст руководства: "Идите к главному бухгалтеру, она может все!" :))
Ты должна суметь найти общий язык с такими разными и по интеллекту, и по характеру, и по уровню профессиональных знаний своими подчиненными, как правило это женщины, а женский коллектив - это еще та радость..:)))
Ты должна уметь давать отпор наседающему генеральному, когда он идет напролом, и постараться, чтобы хотя бы на этот раз ему не удалось вывести тебя из равновесия, в идеале - с каменным лицом выслушать его истеричные вопли и не повышая голоса по возможности спокойно, аргументированно возразить..Вот это тоже очень непросто, и далось мне с трудом...Но после первых неудач наконец-то последовала и награда...:)
Ты должна научиться за несколько минут находить в справочных базах нужный документ, когда тебе звонит руководство и нетерпеливо требует дать ответ из области, совершенно тебе не знакомой...("А какая у нас валюта на острове Маврикий?") (ответ "А хрен ее знает" - неправильный).
Ты должна свободно ориентироваться в интернете, потому что свежее письмо, например, еще не появилось в справочных базах, а тебе срочно нужно..Да мало ли что приходится искать в сети...
В кармане у тебя на всякий случай должен храниться диплом, свидетельствующий об экономическом или бухгалтерском образовании..Можно синий, можно красный...Неплохо рядышком видеть и аттестат профессионального бухгалтера, правда, это в бОльшей степени понты, а не необходимость...
Ты должна уметь догадываться, какой именно отчет хочет видеть от тебя руководство, и составить его в легкоусвояемом виде, переведя бухгалтерские понятия на язык обычных коммерческих символов...
А когда представитель фирмы-учредителя тебе пишет письмо по-английски, (хотя ты точно знаешь, что она прекрасно знает русский язык), для протокола ты должна уметь выпендриваться и писать все эти "виз зе бест регардс"...:))
А когда аудиторы учредителей (и не хухры-мухры, а Эрнст и Янг!) присылают непонятные документы на подпись, опять-таки, на английском языке, и все встают на уши и начинают спрашивать друг друга - А что это? А зачем это? - ты никому не расскажешь, что пользуясь онлайновым словарем втихаря перевела все статьи, и небрежно с понтом заявляешь, что - А что тут такого, по стандартам МСФО все дочерние предприятия холдинга по окончании отчетного года должны заверить обороты между собой, даже если их не было...:)
Ну, и ты еще должна как-то выглядеть, уметь достойно одеваться, потому что у нас, например, легко могут сказать в обед - Вечером идем в ресторан, будьте готовы...А ресторан оказывается такой, что тебе хочется гардеробщику подавать пальто, а не наоборот..:))) А ты должна войти туда с таким видом, что мол, да что я, в таких ресторанах не бывала?...:))
Ну, а еще желательно, чтобы вся фирма бегала к тебе составлять деловые бумаги, потому что элементарное письмо контрагенту кому-то составить - почти как удавиться...
А еще как-нибудь на корпоративной вечеринке желательно, чтобы написанный тобой гимн фирмы занял первое место..И деньги нелишние, и вообще приятно...Но тут случается, что появляются завистники, но это их проблемы, вообще-то..
И в заключение скажу, что бывают и такие бухгалтеры, у которых на стене в их кабинете висят картины собственноручно написанные, и когда об этом случайно узнают коллеги, то ..выражение глаз разное бывает...:))
...Вот так примерно...И конечно, я многое упустила...
А вы говорите - жизнь не удалась, пойду-ка я в главные бухгалтеры!!!...
Ээээ, милай, чтоб так петь - двадцать лет учиться надо! :))
Previous post Next post
Up