литературная эйфория и разные припадки

May 23, 2011 23:52



Все же, аттестация по зарубежной литературе - "и это хорошо". ибо заставила прочесть книги, от авторов каких я теперь в восторге.

Хотя, я бы не сказала, что меня впечатлило все из нужного списка литры, нет.  Свой сильный след во мне оставили два автора - Джек Лондон и Цвейг.

что касается Лондона - в детстве я знакомилась со многими произведениями мировой литературы, в т.ч. этого автора. читала "Белый клык". Видимо, для ребенка девяти лет это было слишком нудно, затянуто и неинтересно. В детстве я предпочитала Марка Твена с его Томом Соером и Гекльбери Фином и прочую фантастику.
Не знаю, поменялось бы мое мнение от "Белого клыка" сейчас или нет. Но мнение о Лондоне поменялось вкорне.
Его "Морской волк" сразил мою психику. минусом было конечно мое незнание морской тематики, и всякие названия приспособлений на судне меня малость смущали.
но смысл!
Волк Ларсен - ярчайший представитель образа неоромантизма. Неординарная, яркая, восхищающая и ужасающая личность, которая противится законам и стереотипам жизни, имея собственную философию. От этого образа уже подсознательно становится страшно и противно - но (!) в то же время он восхищает и поражает. Ему безразлично на стандартные жизненные ценности, мало того, он просто их отвергает. и это приводит в ужас и его окружающих и читателя. Но только тем, кто относится к образу Волка Ларсена поверхностно, не вникая в его сущность, становится от него противно. Здесь все намного глубже. Намного. Можно только поражаться тому, насколько сильной закалки этот человек. Что еще восхищает - при отсутствии образования - он все года, проведенные в море, читает много книг, сам учит основы математики, физики и прочего. и при ужасающей первобытности Волка, чувствуется и его незаурядный ум и мудрость даже. Ларсен настолько против жизненных правил и стереотипов, настолько выступает против порабощения человека его ценностями, что это восхищает и приводит в ужас. 
Другой образ - Хэмпфри Ван-Вайдена. Тоже интересно наблюдать его эволюцию на протяжении романа. Если вначале перед нами такой себе интеллектуал, не знающий работы в своей жизни, такой себе "нежинка Ван-Вайден", то на протяжении романа его отношение к жизни меняется вкорне. А в конце перед нами уже достаточно сильный - как морально так и физически - человек, который наверняка знает цену жизни и отсутствие этой цены. Он понял философию Ларсена и умело применил ее против самого же Волка. 
И третий образ девушки - Мод Бруст. это наверняка невероятно сильная женщина. это все что я хочу сказать.

Печалит окончание жизни Волка Ларсена...
Да, читая роман, ненавидишь его и восхищаешься.
Но печалит больше не сама его смерть, сколько гнусность того, как он умер. Невероятно сильный духом человек, который был здоров и физически, и морально, который был невероятно красив - умирает один, покинутый всеми, слепой, немой, парализованный в своей каюте на своей шхуне. Жизнь его так кидала и бросала, а он всегда оставался невозмутим и силен. Поэтому до жути поражает то, в каких условиях и каким образом он умирает. Одновременно, видно, что даже в парализованном, мертвом теле, Волк Ларсен еще умудряется быть живым. Верно, в таком состоянии, когда ты слеп и нем, неподвижен - хотелось бы умереть скорее. Когда тело уже умерло, а дух все еще отчаянно борется за существование. Или, как говорил сам Ларсен - "брожение закваски". Вероятно, что "закваска" Ларсена была невероятной. вот такая вот тафтология.
Да, и кстати, его философия по поводу отсутствия ценности жизни и сравнение жизни с жизненной закваской тоже очень меня впечатлили. Как бы жестоко и цинично не звучала эта философия - ей есть место быть. и это сильно. Морской Волк - это сильно. без соплей и сантиментов. это СИЛЬНАЯ книга о СИЛЬНЫХ личностях.

По поводу Цвейга. Ах.
Маленькие новеллы, казалось бы, но тоже держащие в напряжении до последнего.
 Новеллы очень разнообразные, не похожие одна на одну, со своим, специфическим смыслом.
К сожалению, по причине брака времени новеллу "Письмо незнакомки" я прочла сокращенно - посему о ней ничего говорить не буду. Лучше скажу об остальных двух - Страх и Амок.
Страх - весьма интересная вещь. Читая ее, сопереживаешь за главную героиню, понимая ее внутреннее состояние и ее основной страх. Одновременно осознаешь, что страх - невозможно сильная вещь. Он изматывает, из-за него делаешь кучу необдуманных, непродуманных и глупых поступков. Когда казалось бы - вот, скажи, просто признайся в том, что сделал что-то не так - и тебе простят. Тебе уже чуть ли не прямым текстом намекают о том, что тебя простят, и что все не так страшно как тебе кажется. Но до последнего изматываешь себя, до последнего боишься. и даже в моменты когда вот - кажется, все, признаюсь, чтоб стало легче - ан нет, страх сковывает все тело и только молчишь и боишься, молчишь и боишься. По поводу поступка ее мужа - можно бы было по-разному взглянуть на ситуацию. Но. Я считаю, он сделал правильно. Он дал ей шанс, дал ей невидимую ниточку понять, что она делает, верней - что творит. И простил ее. Этот мужчина требует уважение за аналитичность своего ума, непосредственность, умение нестандартно подойти к ситуации, и мало того - решить ее. Поражающе.
  Новелла Амок впечатлила не меньше первой. Так же заинтересовало название и то, с какой гениальностью автор провел сравнение тропической болезни и психического состояния персонажа. Амок - некая тропическая болезнь, возникающая впоследствии отравления алкоголем. Человек, поверженный этой болезнью может спокойно сидеть за столом, пить свой напиток, а потом внезапно вскочить, взять, допустим, нож и бежать вперед, убивая каждого кого увидит на своем пути. При этом человек не осознает своих действий и не отдает себе в этом отчет. Помимо этого, он остается в этом состоянии до тех пор, пока его не пристрелит кто-то другой или пока он не упадет от упадка сил. Главный герой новеллы - врач - ассоциирует свое психическое состояние с этой болезнью. И эта девушка в новелле, и сам врач, их мысли и действия - связаны в такую непрерывную логическую цепочку и сюжетную линию, что, как говорят, дух захватывает.
Цвейг прекрасен. или, как сказал мой Свэт - опрекрасен Цвейг.
Аминь.

Но есть и негативные впечатления.
К примеру, Хэмингуей. Все 150 страниц я принуждала себя читать его "Прощай, оружие". Но эти жуткие льющиеся сопли как главного героя, так и его Кэтрин Баркли - это невыносимо. Автор не раскрыл до конца ни одной из сюжетных линий. Тема войны проходит где-то мимо, персонаж описывает ее вяло, нудно и без эмоций. мол, а, ему отрезало ноги. ага, попытаюсь спасти. а, уже умер. ну ладно. пойду поем макароны.
ну что за бред?
 и любовная линия тоже оставляет желать лучшего. "-я тебя люблю. -я тебя тоже..ах, я знаю что ты меня не любишь но давай я буду делать для тебя все. ах я уже не я - я любое твое пожелание. я буду для тебя все делать." сопли сопли и опять же какое-то посредственное отношение к этому главного персонажа. фу фу.
Наверное, из плюсов книги стоит отметить только саму задумку автора. Именно тема "потерянного поколения" раскрыта здесь довольно таки неплохо. Когда человек, возвратившись/сбежавши с войны, не имеет ничего и теряет все. Когда единственное, по сути, что осталось у Фредерика Генри - его "любимая" - и та умирает, причем беременная и при родах. и ребенок умирает. и тупо уже какбы незачем ему жить. вот вам и утраченное поколение и к тому же, искалеченная войной психика.

Вот такое вот у нас творится в голове. А вообще, чтение литературы довольно таки увлекло. Жаль только что катастрофически мало времени на это.

эйфория, литература, впечатления, читать, такое, книги

Previous post Next post
Up