ГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ АЛИНЫ ВИТУХНОВСКОЙ

Jul 01, 2024 01:15



«Чем больше я слышу верноподданических воплей о духовности, тщедушных смертобоязненных упоминаний о "боге", чем больше я вижу начитанных профанов, говорящих о сакральности, тем большим материалистом я становлюсь».

Так начинает свою новую книгу «Записки материалиста» Алина Витухновская, по сути сразу же бросая вызов неотрадиционалистскому и консервативному дискурсам. В словах Алины, прежде всего, чувствуется неверие в искренность людей, навязчиво ссылающихся на «бога» и «духовные ценности».

Для Витухновской они в основном метафизические напёрсточники, лицемерные торговцы фальшивками и хламом. В этой оценке больше социальной, чем философской критики, но Витухновская не останавливается на обличении фарисеев и далее разворачивает собственную доктрину понимания жизни и окружающего бытия. Перед нами именно авторская доктрина, «авто-философия», одновременно и актуальная, и стоящая особняком от эпохи. Центральное место в ней занимает тема взаимоотношений субъекта с социумом и мирозданием.

Алина называет себя материалистом, противопоставляя свою позицию иррационализму. Однако история знает много примеров, когда материализм и иррационализм не противоречат друг другу. Лучше всего это видно на примере социальных революций и их идеологов. Владимир Ленин был крайне жёстким бескомпромиссным материалистом, преследовавшим идеалистические цели.

Границы между рациональным и иррациональным в действительности не слишком чётки. Свобода субъекта, сложившего с себя социальные обязательства, кроме самых необходимых, о которой пишет в своей книге Алина, с обыденной точки зрения совершенно иррациональна.

В «Записках материалиста» планомерно оспаривается идея Бога, но позицию Алины Витухновской нельзя свести к атеизму. Перед нами совершенно особый гностический тип материализма. В чем-то он перекликается с учениями о темном Демиурге, противоположном истинному скрытому Богу. В ранних гностических конструкциях неведомый истинный Бог часто противопоставлялся Творцу, который отождествлялся с ветхозаветным Иеговой. Соотношение никак не проявленного Бога «наедине с собой» и творения занимало и многих каббалистов. Витухновская говорит о «бодлеровском боге» - самодостаточном существе, которому, чтобы всевластвовать, нет даже надобности существовать и себя проявлять. Акт творения для неё тиранический акт, поскольку он неволит сотворённое и принуждает к существованию. Причина «смерти бога» в гностическом представлении Витухновской заключается именно в потере им самодостаточности. Бог умер, «оставив после себя чудовищную самопроизводящуюся конструкцию - проявленный мир». Закономерно, что в концепции Бога-Творца автор «Записок материалиста» видит источник тирании.

Однако в целом Алина Витухновская чужда мистицизму или, во всяком случае, очень старается его избегать. В тексте специально оговаривается, что под «богом» здесь следует понимать теоретическо-метафизическую условность, а не действительное понятие.

Из отрицательного отношения к самому творению следует негатив к бытию и всевозможным архетипам. По Витухновской, любой архетип богоцентричен (демиургичен) и порождает «импринтингованного человека», противоположного субъекту. Независимость от всех коллективных идентификаций, ориентированных на архетипы - необходимое условие субъектности, которое выделяет для себя Алина. Такие окрашенные пафосом понятия, как любовь, страдания, счастье, героизм, на самом деле играют роль метафизических и социальных ловушек, средств манипулирования и принуждения. В книге все эти тезисы последовательно обосновываются. Но вот как чисто материалистически обосновать возникновение сознания самой Алины Витухновской? Если речь идёт о добытийном, врождённом знании, то это так или иначе является признанием существования нетождества проявленному материальному бытию. Алина говорит о наличии такого знания в себе, но идейно самоопределяется как субъективный материалист. При этом её философия субъекта посвящена именно тотальной отдельности от бытия.

Материализм для Витухновской - это не какая-то строго научная картина мира, в которой всё обусловлено естественными законами и нет места для Бога, а философская и методологическая база для гностической атаки на идею обусловленности своего существования внешней силой. Фактически материалистическая риторика становится средством борьбы.

Витухновская размышляет не просто о субъекте, а об абсолютном субъекте, свободном от причинно-следственных связей. Единственной реальной травмой для субъекта оказывается травма рождения, заключающая его в казуальные цепи. Философия субъекта Алины Витухновской направлена на разрыв этих цепей.

Непроявленность в бытии абсолютно самодостаточного субъекта в таких метафизических координатах была бы идеальным состоянием. Но если принуждение к существованию уже совершилось, то самым рациональным поведением будет стремление к победе над бытием. Отсюда многие социальные установки, декларируемые Алиной, которые, на первый взгляд, могут показаться противоречащими её неприятию бытия в самих основах. Провозглашая приоритет власти, славы, денег, успеха над тем, что привыкли понимать под духовными ценностями, Витухновская рассматривает их как ресурс для достижения Идеи, Сверхцели, и видит в этом свой рационализм. Гламур и комфорт, противопоставляемые в «Записках материалиста» страданиям, имеют не глянцевый, а почти внетелесный, ангелический характер, хотя не отрицается и их вполне осязаемая сторона.

Отказ от жизни ещё при «жизни», о котором пишет Алина, как о геройском и мучительном акте отвержения бытия, и идея достижения Сверхцели, вроде бы противоположны друг другу, но это противоречие лишь внешнее. Смысл всегда включает в себя противоречия, поскольку объёмен. Философия субъекта, излагаемая Алиной Витухновской, несомненно, объёмна, очень многогранна, и точно не укладывается в ортодоксально материалистические построения.

Алексей Лапшин
Друзья! У вас остались ровно сутки, чтобы стать спонсором переиздания книги "Записки материалиста".

Ваше имя будет опубликовано в ней, а саму книгу вы получите в подарок с автографом.

Минимальный спонсорский взнос - 3 тыс. руб, писать на почту (vituhnovskaya.alina@gmail.com), либо в лс. Укажите как именно вы хотите быть упомянуты в книге.

Реквизиты:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063◢ YoutubeVKФейсбукИнстаXСайтжж

Алина Витухновская

книги, фото

Previous post Next post
Up