Самый сложный вопрос, потому что тут все разнообразно и не стабильно. Саша в незнакомых местах ведет себя обычно паинькой и ходит за мной хвостиком. Иногда я удивляюсь, как он очень легко пошел в детский сад, потому что в первый день мы пришли в детскую комнату, он восхитился количеством игрушек, но когда я решила уйти на собрание в соседний зал, предпочел сидеть рядом, а не играть в игрушки, когда меня нет в игровой. Но тогда рядом детей-то и не было особо.
В игровой ему больше всего понравилась комната с машинками. Неудивительно, что не ему одному. Когда приходили дети постарше, они как-то понимали, что с Сашей сложно договориться, и играли в те машинки, которые в его истории не задействованы. Иногда он мешал играть в настольный футбол, но так как его мешания (он футболистом по мячику пытался ударить и мячик доставал из "ворот", длились 5-10 минут, никто вообще не возмущался. Я за него спрашивала разрешение.
А вот с детьми 3-4 лет оказалось сложнее. Потому что пока самосвал ждет, пока до него довезут груз, кто-то может увести самосвал из-под носа. Небольшие конфликты аниматоры прекрасно разруливали до момента, когда в игровую не стал ходить мальчик Л. Бойкий пацаненок 3 лет от роду. Ему оказалось интересно все, во что играет Саша. Только оставил Саша пожарную машину, он ее схватил. Пошел Саша в лабиринт - Л. за ним. Саша прыгает на батуте - Л. сидит рядом. Саша встал в сторонку передохнуть - Л. тут же прыгает. А вдвоем нельзя. А Саша это правило еще не понимает. Мне в лабиринт нельзя. Саша отталкивает Л., Л. дерется - и у нас потасовка. И так два дня подряд. После чего Саша решил не ходить в детскую игровую. Прям упирается и разворачивает меня к номеру. Пошел только мультфильм "Вперед" смотреть. На руках силой затащила, сопротивлялся. Но когда увидел, что мы в кинозал, уже спокойно пошел и сел там на лежанку.
Аналогичные конфликты были в бассейне. Ему говорят: "Мальчик отойди" и брызгают в него. Он тут же начинает брызгать в ответ и подходит. Он не понимает, что мальчик - это к нему, и отойти надо ему. Легче стало, когда дети увидели, как он плавает в большом бассейне. Те, что постарше, стали его защищать, хотя до этого вчетвером забрызгивали и мне приходилось вмешиваться. Ребята 12-14 лет вообще хорошо играли, если друзья разбегались. Никита из Питера играл с ним в мяч. Еще один пацан показал ему, что можно нырять за пробкой.
Самое плохое в конфликтах, что он их переживает уже потом, когда уже отошли. И в этом своем "переваривании" может толкнуть или ударить (не сильно, но понятно, что ударил) какого-нибудь проходящего ребенка, который ни в чем не виноват и ничего ему не сделал.
За столом в столовой с нами сидела общительная девочка из Братска. Она с ним прекрасно находила общий язык (пересекались на мероприятиях и в бассейне), даже когда он не говорил.
По-другому в нашей группе. Часть детей особенные, часть - под опекой и одна девочка из многодетной семьи. Диагнозы у всех разные. Опекаемые и девочка из многодетной - обычные дети. Как-то так получилось, что с одной мамой у нас интересы совпали и мы тут вместе брали высоты и изучали окрестности. У нее ребенок-инвалид, но не ментальный. То есть он обычный 8-летний мальчик, если с ним общаться. А мой необычный 5-летний. И вот Саша за ним залезал на камни, ходил с ним за ручку, слушался и т.п. Тут он его тянет вперед. Вообще, привык ходить за ручку и сам подходил протягивал руку.
С другой стороны Саша очень понравился девочке с синдромом Дауна. Она к нему подбегала, обнимала, говорила "Привет" и чуть ли не целовала. Еще год назад он бы ее оттолкнул и мог бы случайно покалечить. А тут он замирал и ждал, когда отпустит. Если она не начинала обниматься, тоже говорил "Привет". Им сам без подсказки махал "Пока" и т.п.
Девочку постарше с синдромом он пытался задевать. Думаю, потому, что она забавно для него мычала. Она воспитанная и маленьких не обижает. Постепенно его интерес к ней угас и налетать на нее почти перестал.
Что-то наверняка забыла. Если вспомню, то допишу.