По-моему, мамы (хотела написать "родители", но чаще всего именно мамы, и бабушки еще) зря расстраиваются, когда ребенок не может выучить буквы, не читает и не считает до 5-6 лет.
Андрею буквы показывали - еще двух не было. К 3-м он половину алфавита знал. В 4 я страдала, что соседская девочка и сын подруги уже читают. К 5 он научился читать. Кое-как. В 6 с огромным трудом осилил первую книгу (Волшебник изумрудного города) И только после этого начал читать сам.
Потом рождается Маруся, которой алфавит не сдался никак и до 5 лет она разве что МАША научилась писать, при этом вообще не помню, знала ли она, что означает каждая из букв. Но переписать любую фразу могла без ошибок и красиво. И в подготовительной группе их учат читать и она научилась. В 6 лет. Не зная почти никаких букв. Подходила и спрашивала "что за буква?" Я отвечаю - и она читает. К середине книги выучила почти весь. И Волшебника изумрудного города прочитала.
При этом я потратила много времени с сыном, сидя над книгой Жуковой, а дочь так за нее и не засадила - всему научили в детском саду без меня. И Алфавиты от Знатока у нас висели на стенах, и кубики Зайцева я им склеила.
Чтение - удобная штука:
а) это легко измеримая характеристика - читает или нет, бегло или по слогам
б) можно выдать ребенку книгу - ребенок занят
в) если подсовывать полезные книги, еще и знаний набирается
Марусина подружка в детском саду брала книгу - и ее не видно, ни слышно.
Поэтому спорить, нужно читать или нет, наверное, бессмысленно. Нужно. Но нужно ли учить силой, когда ребенок еще не готов? Сейчас думаю, сколько времени я потратила на эти буквы с Андреем, которые он бы и так выучил, причем быстрее, на пару лет позже.
Ведь столько еще интересного есть. А все зацикливаются на цветах, цифрах, сложении, буквах и чтении.
Интересуется собаками - полно информации про собак, жучками паучками - про них. Можно изучать модели машин, работу подъемных механизмов тракторов и строительной техники. Можно изучать, как меняются времена года в разных странах. Можно интересоваться происхождением земли. Я в детстве обожала Мифы Древней Греции, которые тогда были непонятны совсем и созвездия. А кто-то знал про все космические корабли, станции и космонавтов. Взять программу по окружающему миру начальной школы - там куча тем для вдохновения. Когда начали проходить, думала, ну как так? Почему к 8 годам это сюрприз-то? Те же страны-континенты-моря-океаны-столицы... Мне в детстве с этим просто было - карты на всю стену, глобусы и справочников полный дом с иллюстрациями.
По-моему, основной навык, который ребенок должен получить до школы - узнавать новое. И учить тому, что интересно, и немного по "базовым знаниям" - самое оптимальное, чтобы учеба была в охотку.
Сейчас я помню, как учила Андрея читать и вела битвы за аккуратное написание закорючек, но вообще не помню, что его интересовало до школы. Не куда я его водила, а чем... кроме шахмат... он интересовался в принципе. И жалею.