Сегодня сходили к неврологу, получили ЭЭГ, она еще немного протестировала ребенка и подтвердила диагноз. Он левша.
Казалось бы, это так просто, определить левша ребенок или правша. Особенно, если среди родственников есть/были левши.
Берет ложку левой, карандаш левой - не переучиваем во избежание неврозов, поддерживаем и помогаем приспособиться к праворукой окружающей среде.
У 5% детей действительно родители легко определяют левшизм. Половину переучивают, а половину нет. А от 5 до ???% левшей преспокойно считаются правшами. По разным данным левшей среди нас от 11 до 20 %, не считая тех скрытых левшей, у которых истинная праворукость идет рука об руку с левоногостью, левоухостью и левоглазостью.
Это мне рассказала врач, которая проводила исследования среди подростков, определяя левшей.
У этих "от 5%" две основные причины:
1. Праворукость мира. Маленький ребенок как учится? Копирует взрослых. Когда сын, повторяя за мамой, начинает говорить "я сделала", "я сама", мы его поправим. А когда он учится рисовать и берет карандаш той же рукой, что и мы?
А если ему тяжело писать, вы подумаете, что он левша или постараетесь подбодрить (ведь тяжело в ученье, легко в бою)?
2. Наша невнимательность. Да, сейчас я признаю, что ребенок чистит зубы, откручивает крышки, стрижет ногти, держит отвертку левой рукой. Он и левую ногу закидывает на правую, а не наоборот. Но мне никогда не приходило в голову обратить на это внимание.
Немного нашей истории (для тех, кто не читал комментарии к
моему посту):
Маленький ребенок хватал все двумя руками. Лежит погремушка слева - левой, справа - правой. Перед детским садом и года в три ходили к логопеду, где проводили тесты на левшизм (если вы любите "читать интернет", то могли найти сведения, что левшизм определяется до года, ну или до 3-4 лет). Тесты он делал абы как. То есть мог сделать тест как правша, потом при его повторении сделать как левша. Часть тестов прошел как левша, другую, как правша. К школе определится, обрадовали меня.
Уже к 5 годам ребенок устойчиво писал и рисовал правой рукой, ел правой рукой и мыслей о том, что стоило бы повторить тесты, ни у кого не возникло. А диспансеризации мы проходили регулярно. Какой вывод? Да простой. Не повторяйте наших ошибок, внимательно наблюдайте, что и какой рукой делает ребенок и проведите тесты дома. А если есть сомнения, попросите обратить на это внимание логопеда и невропатолога.
Даже если вы тестировали ребенка на левшизм в 3-4 года, перепроверяйте в 5 и в 6!
Итак, на что смотреть:
какой рукой ребенок втыкает детальки лего точнее и чаще
какой рукой откручивает крышки от бутылок
в какую сторону едут машинки на рисунках (у левшей они едут вправо, если непонятно, куда едут, просите нарисовать шофера)
какой рукой он бросает мяч
с какой ноги начинает бежать и на какую опирается, когда встает
на какой ноге лучше прыгает
какой рукой с закрытыми глазами точнее попадает по кончику носа (с вытянутых рук)
Самые популярные тесты:
1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху?
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Можете проверить и себя тоже. Иногда получается занятно.
Чем грозит использование не той руки (здесь речь не идет о насильственном переучивании!!!)?
Плохим почерком и медленным письмом
Характерными ошибками (зеркалят буквы, пропускают гласные), которые находятся глазами (тут моторика не нужна).
Проблемами с конспектированием.
Большей утомляемостью во время учебы.
И ссылка на
исследования левшизма для тех, кого заинтересовала проблема