Хорощий обзор темы о либертарианстве!
Оригинал взят у
sci_geek в
Нелибертарный анархизм, неанархическое либертарианство?Сегодня я напишу немного о своём видении некоторых терминов, а также об истории их словоупотребления (насколько я могу её интерпретировать). В частности, меня интересуют такие слова как «либертарианство», «анархизм» и их производные.
Начать хочется с простого анализа «на пальцах»: либертарианство - это идея «за свободу» (англ. liberty, фр. liberté), анархизм - идея «против власти» (др.-гр. ἀναρχίᾱ). Свобода - противоположность власти. Легко сделать вывод (если не забивать себе голову какой-нибудь идеологией предварительно), что либертарианство и анархизм должны быть синонимами. Более того, именно так они и использовались в девятнадцатом веке (французскими анархистами слово «либертарий» использовалось как эвфемизм «анархиста», чтобы избежать репрессий, на русском языке следы такого употребления можно увидеть у Кропоткина, Бенжамин Такер, редактор газеты Liberty, на английском тоже использовал слова вроде libertarian). Однако в фактическом современном словоупотреблении такого не наблюдается. Почему?
Я думаю, что причина, как и во многих сходных случаях, в «право-левом» двустороннем смешении.
Началось всё с того момента, когда «Либертарная Партия» в США осуществила удачный пеар, привлекла в свои ряды значительную часть имевшегося тогда либертарного движения и чуть ли не захватила монополию на слово, значащееся в его названии. Несмотря на очевидную глупость борьбы с государством посредством становления его частью, на фоне нераспространённости других либертарных стратегий её подхватили. Примерно в то же время некоторые люди (часто вполне достойные люди, я полагаю), сторонники классической либеральной идеи об ограниченном государстве, решили перестать называться либералами («либерализм» в США, да и не только там тоже сильно неадекватно воспринимается после «либеральных» социалистических реформ) и тоже написали на щитах слово «либертарианство». Вроде как они тоже за свободу, только не полную свободу, как отсутствие принуждения, а лишь немного бо́льшую свободу, чем сейчас (кажется, Конкин первым стал называть их «минархистами»). Разумеется таким людям «партийные анархисты» оказались идейно очень близки. Вот так и получилось, что наиболее известные «либертарии» - это классические либералы и анархисты, которые зачем-то используют либеральную стратегию.
Дабы дистанцироваться от Партии, многие либертарии стали тогда именовать себя «волюнтаристами», «агористами» и другими словами.
С другой стороны, идеологические противники анархистов и либералов из социалистического лагеря заметив эту непоследовательность, стали его экстраполировать на всех либертариев. Причём «соцлагерь» включает в себя тех «левых анархистов», которые не являются сторонниками свободы (точнее утверждают они обратное, но их «свобода» обычно не означает свободы от принуждения, а означает что-то другое). (Порядку ради замечу, что не все «левые анархисты» являются противниками свободы, вопреки распространёному мнению. Либертарно мыслящих людей среди них полно, несмотря на сложность выяснения различий при сходной риторике.) Они, в общем-то, и слово «анархизм» взяли себе не от Прудона и Уоррена, а независимо, когда-то при очередном расколе коммунистических движух. И благодаря описанным людям, получилось так, что анархизм не обязательно стал означать стремление к свободе.
В русскоговорящей среде те же самые предрассудки попросту заимствовались из англоговорящей. Партократы-либертарии (и «либертарии») заимствовали из книг Ротбарда и других партийных источников, леваки из всяких левацких текстов (типа AFAQ того же).
И вынуждены мы теперь общаться на странном языке в котором есть «нелибертарные анархисты» и «неанархические либертарии», а чтобы подчеркнуть нормальность своих взглядов приходится говорить совершенно тавтологические по здравому рассуждению словосочетания типа «либертарный анархизм» или что-то ещё.
(
Comments |
Comment on this)