Мюррей Ротбард. "Экономическая мысль до Адама Смита" глава первая, часть девятая

Jul 02, 2015 18:49




Крах после Аристотеля
Примечательно, что всплеск экономического мышления в античности пришелся лишь два столетия - V и IV и века до н.э. - и имел место только в одной стране, Греции. Остальная же часть древнего мира и сама Греция до и после этих веков, по существу оставалась пустыней экономической мысли. Ничего существенного не пришло из великих древних цивилизаций Месопотамии и Индии, и цивилизация Китая за всю свою многовековую историю, за исключением политических идей, тоже дала очень немногое.

Примечательно, что эти цивилизации не породили экономической мысли, хотя экономические институты: торговля, кредит, добыча полезных ископаемых, ремесла и т.д. - достигали высокого уровня развития и даже более высокого, чем в Греции. И это является важным показателем того, что, вопреки утверждениям марксистов и прочих экономических детерминистов, экономическая мысль и идеи не возникают автоматически вследствие развития экономических институтов.

Те, кто изучает историю идей, никогда не смогут полностью проникнуть в тайны творчества человеческой души и, таким образом, полностью объяснить тот относительно короткий период расцвета экономической мысли. Однако совершенно неслучайно, что именно греческие философы снабдили нас самыми первыми кирпичиками будущей систематической экономической теории. До этой эпохи в самой Греции и в остальной части древнего мира философия как таковая тоже практически не существовала. Сутью философской мысли является то, что она проникает ad hoc в превратности обыденной жизни для того, чтобы прийти к истинам, которые выше ежедневных случайностей, обусловленных временем или местом. Философия приходит к пониманию истин о мире и о человеческой жизни, которые - по крайней мере, до тех пор, пока существует мир и человечество - являются абсолютными, всеобщими и вечными. Иначе говоря, она приходит к системе естественных законов. И экономический анализ является составной частью такого исследования, поскольку только подлинная экономическая теория позволяет выйти за рамки ежедневной рутины и открыть фундаментальные истины о человеческой деятельности, которые являются абсолютными, неизменными и вечными, и на которые не оказывают влияния перемены времени и места. Экономическая мысль, по крайней мере, правильная экономическая мысль в ее собственной области исследования является подмножеством естественного закона.

Если вспомнить обрывочные экономические идеи, привнесенные греками: размышления Гесиода о редкости; размышления Демокрита о субъективной ценности и полезности, о влиянии спроса и предложения на цену и о временных предпочтениях; размышления  Платона и Ксенофонта о разделении труда; идеи Платона относительно функций денег; высказывания  Аристотеля по поводу спроса и предложения, о деньгах,  об обмене и вменении ценности от целей к средствам, то мы видим, что все эти мыслители были сосредоточены на логических следствиях немногих всеохватывающих эмпирических аксиом человеческой жизни: о существовании человеческой деятельности, о вечном преследовании целей при использовании ограниченных средств, о разнообразии и неравенстве людей. Безусловно эти аксиомы эмпирические, но они настолько всеобъемлющи и широки, что применимы к человеческой жизни в целом, всегда и везде. После того как они были сформулированы и изложены, они побуждают согласиться с их истинностью посредством эффекта узнавания: будучи сформулированными, они становятся очевидными для человеческого разума. Эти аксиомы устанавливается в качестве несомненных и неопровержимых, а затем с помощью логических процедур - универсальных и неопровержимых самих по себе и лежащих вне времени и места - приходят нас абсолютно верным выводам.

Хотя этот метод рассуждения - в философии и в экономике - является одновременно и эмпирическим, вытекающим из свойств окружающего мира, и верным, он находится в сильном противоречии с современной философией науки. Например, в современном позитивизме или неопозитивизме, «доказательства» стали значительно уже, скоропреходящи и подвержены изменениям. Во многих современных направлениях экономической науки, которые в основном используют позитивистский метод, «эмпирическое доказательство» - это масса изолированных и узких экономических событий, каждое из которых представляется в виде однородных битов информации, используемых для якобы «поверки», подтверждения или опровержения экономических гипотез. Эти самые биты, в подражание лабораторным экспериментам, должны предоставить «доказательства», которые позволят проверить теорию. Современный позитивизм не в силах понять или овладеть системой анализа - будь то классическая греческая философия или экономическая теория - основанной на дедуктивных выводах из фундаментальных аксиом столь широкого эмпирического свойства, что практически являются самоочевидными - сами за себя говорят - после того, как они были сформулированы. Позитивизм не в силах понять, что результаты лабораторных экспериментов остаются лишь «доказательствами», поскольку они тоже демонстрируют очевидность ученым (или кому-то, кто следит за экспериментами), то есть, очевидность для себя тех фактов или истин, которые ранее очевидными не были. Дедукция в логике или в математике делает то же самое: она вынуждает прийти к согласию, демонстрируя людям очевидность вещей, которые ранее не казались очевидными. Правильная экономическая теория, которую мы назвали «праксиологической» теорией, это еще один способ, с помощью которого истины становятся очевидными для человеческого разума.

Даже политика в значительной степени зависит от экономической мысли, хотя часто говорят, что она не столь не уж явно или не совсем строго следует логике экономики. Политика, безусловно, является аспектом человеческой деятельности, и ее влияние на экономическую жизнь порой имеет решающее значение. На экономические аспекты политики оказывают влияние непреложные истины естественного закона, они могут быть и однажды были поняты, и потому при изучении развития экономической мысли ими уже невозможно пренебречь. Когда Демокрит и Аристотель защищали режим частной собственности, и Аристотель сокрушал представления Платона об идеальном коммунизме, они, тем самым, оказались вовлечены в важный экономический анализ сущности и значения альтернативных систем власти и прав собственности.

Идеи Аристотеля стали вершиной экономической мысли античности, как и его достижения в области классической философии. После смерти Аристотеля построение экономических теорий сошло на нет, а после эпохи эллинизма и заката Рима экономическая мысль практически исчезла.

Опять же, совершенно невозможно дать исчерпывающее объяснение факту исчезновения экономической мысли, хотя очевидно, что одной из причин, по всей вероятности, стал распад некогда гордого греческого полиса, случившийся после Аристотеля. Греческие города-государства подверглись завоеваниям и разрушениям, начавшихся с возникновением империи Александра Великого еще при жизни его бывшего наставника Аристотеля. В конце концов Греция, значительно менее богатая и не столь экономически процветающая, была поглощена Римской империей.


Неудивительно, что единственное, что можно считать имеющим отношение к экономическим делам - это советы, которые от отчаяния давали различные греческие философы, тщетно призывавшие своих последователей решить проблему постоянно растущего дефицита посредством резкого ограничения своих потребностей и желаний. Иначе говоря, если ты несчастлив и нищ, смирись со своей долей, как с неизбежным велением судьбы человеческой и постарайся не желать большего, чем имеешь. Это учение безнадежности и отчаяния проповедовал основатель школы киников Диоген (412-323 до н.э.) и Эпикур (343-270 до н.э.), основоположник эпикурейства. Диоген и киники, исповедуя этот культ бедности, дошли до того, что перешли к образу жизни собак и взяли собачьи клички; сам Диоген поселился в бочке. В соответствии со своими взглядами, Диоген осудил героя Прометея, который, согласно греческому мифу, похитил у богов дар огня и, таким образом, сделали возможным инновации, рост человеческого знания и прогресс человечества. Как писал Диоген, Прометей был справедливо наказан богами за свой роковой поступок.

Как подытожил Бертран Рассел:
«… Аристотель стал последним греческим философом, который радостно воспринимал окружающий мир; после него все философы, в той или иной форме, исповедовали философию отступления. Мир плох; давайте учиться быть независимыми от него. Внешние блага неустойчивы; они подарок судьбы, а не награда за наши собственные усилия».

Наиболее интересной и влиятельной школой греческой философии после Аристотеля была школа стоиков, основанная Зеноном Китионским (336-264 до н.э.), который около 300 г. до н.э. появился в Афинах и начал учить в окрашенном Портике (stoa poikile), после чего его самого и его последователей стали называть стоиками.



Поначалу стоики были ветвью школы киников, и призывали умерять свои потребности в мирских благах, однако новую и более оптимистическую ноту в стоицизм привнес его второй великий основоположник Хрисипп (281-208 до н.э.).



В то время как Диоген проповедовал, что любовь к деньгам есть корень всех зол, Хрисипп резко возразил, что «мудрый человек за адекватную плату три сальто сделает». Хрисипп также вполне понимал, что неравенство и разнообразие присуще человеку: «Ничто, - отметил он, - не в силах изменить того обстоятельства, что некоторые места в театре лучше других».

Однако основной вклад стоиков в развитие идей был сделан в области нравственной, политической и правовой философии, поскольку именно стоики впервые разработали и систематизировали, особенно в правовой сфере, концепцию и философию естественного права.  Именно в силу того, что Платон и Аристотель политически ограничивались рамками греческого полиса, их нравственная и правовая философия оказалась тесно переплетённой с жизнью греческого города-государства. Для сократиков город-государство - не индивид - был средоточием человеческой добродетели. Однако произошедшее после Аристотеля крушение или подчинение греческого полиса освободило мысль стоиков от ее привязки к политике. И поэтому стоики могли свободно использовать свой разум и разработать доктрину естественного закона, сосредоточив свое внимание не на полисе, но на каждом отдельном человеке, и не на конкретном государстве, но на всех государствах всего мира. Иначе говоря, в интерпретации стоиков естественный закон стал абсолютным и универсальным, преодолевающим любые политические барьеры или преходящие ограничения времени и места. Право и этика, принципы правосудия стали межкультурными и межнациональными, применимыми ко всем человеческим существам повсеместно. И поскольку каждый человек обладает способностью мыслить, он способен с помощью правильного рассуждения понять истины естественного закона. Важным следствием для политики стало то, что естественный закон, справедливый и правильный нравственный закон, открытый посредством человеческого разума, может и должен быть использован для критики с нравственных позиций рукотворных позитивистских законов любого государства или полиса. Впервые позитивный закон стал объектом для постоянной сокрушительной критики, базирующейся на всеобщей и вечной природе человека.

Несомненно, что приходу стоиков к их космополитическому пренебрежению узкими интересами полиса, способствовало то, что большинство из них были людьми с Востока, прибывшими из-за пределов материковой Греции. Основатель школы Зенон, которого описывали как «высокого, тощего и смуглого», прибыл из кипрского города Китион. Многие, в том числе Хрисипп, прибыли из Тарса, города в Киликии, расположенного в юго-восточной области Малой Азии неподалеку от Сирии. Позже греческие стоики обосновались на острове Родос, находящийся неподалеку от побережья Малой Азии.

Учение стоиков просуществовало 500 лет, и его сильное влияние распространилось из Греции на Рим. Более поздние стоики на протяжении первых двух столетий после рождения Христа уже были скорее римскими, чем греческими. Огромную роль в переносе идей стоиков из Греции в Рим сыграл знаменитый римский государственный деятель, юрист и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).



Вслед за Цицероном концепция стоиков естественного закона оказала огромное влияние на римских юристов II и III вв. н.э. и, таким образом, помогла сформировать структуру римского права, ставшего повсеместным в Западной цивилизации. Влияние Цицерона было обусловлено его ясным и ярким стилем, а также тем, что он стал первым стоиком, писавшим на латыни, которая была языком римского права и которая оставалась языком всех западных мыслителей и писателей вплоть до конца XVII века. Кроме того, сочинения Цицерона и других латинских авторов сохранились гораздо лучше, чем имеющиеся у нас фрагментарные остатки произведений греков. Благодаря сочинениям Цицерона мы знаем, какое сильное влияние лидер греческих стоиков аристократический Панетий Родосский (до 185-110 гг. до н.э.) оказал на их автора, который еще молодым человеком отправился на Родос, чтобы обучаться у последователя Панетия - Посидония Родосского (135-51 гг. до н.э.), величайшего стоика своей эпохи.



Не существует лучшего способа дать краткий очерк стоической философии естественного закона Цицерона, кроме как процитировать его «почти божественные слова», по выражению одного из его последователей. Перефразируя и развивая определения и идеи Хрисиппа, Цицерон писал:

«Есть истинный закон, на верной основе, согласный с природой, известный всем людям, постоянный и вечный, предписывающий выполнять его заповеди, посредством своих запретов удерживающий от зла... Нельзя без вины отойти от этого закона... Не существует одного закона в Риме, а другого в Афинах, сейчас одно, потом другое; один и тот же закон, неизменный и вечный, объединяет все человеческие расы во все времена; и есть единый общий, как бы он ни был, хозяин и правитель - Бог, автор, проводник и двигатель этого закона. Тот, кто не подчиняется ему, отходит от самого (истинного) себя, пренебрегает человеческой природой и подвергает себя самым тяжким наказаниям...»

Цицерон также обогатил западную мысль великой антиэтатистской притчей, которая звучит сквозь века, и в которой показано, что сущность правителей государства есть не более чем сущность пиратов с большой буквы.  Цицерон рассказал историю про пирата, которого приволокли на суд Александра Великого. Когда Александр, осуждая его за пиратство и разбой, спросил пирата, а что его побудило с помощью одного маленького корабля сделать небезопасным море, на что пират язвительно ответил: «то же самое, что побудило тебя (Александр) сделать небезопасным весь мир».

Однако, несмотря на их важный вклад в сфере нравственной и правовой философии, ни стоики, ни другие римляне не сделали ничего сколь-нибудь значительного в сфере экономической мысли. Хотя римское право оказало существенное влияние и стало всепроникающим в отношении резвившегося позднее западного права. Римское частное право выдвинуло, впервые на Западе, идею прав собственности как абсолюта, согласно которому каждый владелец имеет право использовать свою собственность так, как считает нужным. Из этого вытекает право свободно заключать договоры, при этом договоры интерпретируются как передача титулов собственности. Некоторые римские юристы заявили, что естественный закон требует прав собственности. Римляне также создали торговое право, и римское право сильно повлияло на общее законодательство англоговорящих стран и на гражданское право континентальной Европы.

Полный текст первой главы вы найдете на сайте

http://www.zelenovbooks.com/

Previous post Next post
Up