Либертарианские активисты Нью-Гэмпшира интересуются делом Пусси Райот, положением с либертарианством в России и желают делу свободы всяческих успехов. В этом я убедился проведя вчера встречу под Конкордом с участниками Проекта свободного штата (Free State Project), в том числе с членом нижней палаты парламента Сетом Коном и с Гарди Масия, нью-гемпширским руководителем президентской кампании кандидата от Либертарианской партии.
Суть Проекта свободного штата - сконцентрировать усилия ценителей свободы путём переезда 20000 либертарианских активистов в какой-нибудь один малонаселённый штат. Путём голосования выбрали Нью-Гэмпшир. На тот момент в нём уже жило две с половиной сотни активистов Проекта, в последующие годы в Нью-Гэмпшир переехали ещё порядка 750 участников и теперь общее число резидентов более 1000. Ещё более 10 тысяч участников Проекта готовы переехать в штат в ближайшее время или когда наберется необходимое количество участников.
Поначалу пробиться в представительные органы власти было непросто. Первый прогресс наметился в 2008 году, когда первый фристейтер выиграл избирательную кампанию. Секрет победы заключался в отходе от традиционной спайки с Республиканской партией и в прохождении по демократическому билету. В настоящее время в нижней палате Проект представлен дюжиной кандидатов, причём идею свободы поддерживают и многие другие кандидаты , особенно республиканцы, доводя число безусловно голосующих даже за радикальные либертарианские проекты до 40-60 человек, что более 10% от 400 членов палаты.
В настоящее время в нижней палате три четверти мест у республиканцев, но на ближайших выборах Сет Кон прогнозирует лёгкий откат в сторону демократов, хотя и сохранением у республиканцев более половины голосов. Однако он уверен, что представителям Проекта удастся сохранить, а может и приумножить свои позиции в палате. По некоторым участкам фристейтеры идут сразу и по республиканскому и по демократическому билетам!
Хотя лично я вижу определенные опасности в объединении с демократами-либералами. Не так давно они контролировали все в Нью-Гэмпшире, и нижнюю палату и верхнюю, и пост губернатора. За это время они увлеченно двигались к социализму, принимая вредные интервенционистские законы. Обычно считается, при этом, что Демократическая партия стремиться к гражданским свободам. Однако, имея полный контроль и большинство, они так и не легализовали, к примеру, медицинскую марихуану, хотя и обещали.
Но, так или иначе, Нью-Гэмпшир остаётся довольно свободным штатом, его девиз, «Свобода или смерть». Либертарианцы Проекта способствуют блокированию вредных законов и стараются расширить зону свободы, уровень налогообложения в штате один из самых низких по стране, многие приезжают сюда за покупками, хотя работы ещё много, скажем средний бизнес часто открывают в соседнем Массачусетсе, так как там налог на бизнес может оказаться около 0% по сравнению с 8% в Нью-Гэмпшире.
Определённые надежды фристейтеры связывают и с проходящим сейчас съездом Республиканской партии в Тампе. Пытаясь сохранить статус-кво, консерваторы идут на самые низкие подлоги и ухищрения чтобы отобрать слово у сторонников республиканца-либертарианца Рона Пола. Возможно именно такое нечестное поведение позволит большому количеству либертарианцев порвать с республиканской партией и присоединиться в Проекту свободного штата, а на президентских выборах поддержать Гари Джонсона, кандидата от Либертарианской партии.