По сравнению с африканскими странами, где мне приходилось бывать, в Бирме относительно высокий уровень образования. Качество образования, конечно, ужасное, но оно распространено гораздо шире, чем в Африке. Каждое утро, по дороге на работу я видел вереницы школьников в обязательной школьной форме (белая рубашка и зеленые штаны или юбка-лонджи), идущих в школу, или же родителей, везущих своих чад в школу на мотоциклах.
Большинство школ - государственные, более того здесь даже есть такое понятие как государственный детский сад - явление совершенно неизвестное большинству африканских стран. Достаточно распространены также школы при буддистских монастырях. Eсть и нерелигиозные частные школы, особенно их много в Янгоне и Мандалае, где в них учится бирманская золотая молодёжь. В таких школах учат обычно иностранцы, как правило, филипинцы, а язык обучения - английский.
Перед началом урока школьники выстраиваются на линейку и, насколько я понимаю, поют гимн страны (не уверен, происходит ли то же самое в нерилигиозных частных школах).
Качество образования в государственных и монастырских школах - низкое. В школах учеников заставлают зазубривать главы учебников и уроки, понимание при этом не требуется. Слово учителя - закон; сомнения, вопросы, дискуссии не предусмотрены. Родители понимают, что с существующим качеством школьного образования их дети далеко не продвинутся, и те, кто может себе это позволить, отдают детей репетиторам. Репетиторство поставлено на широкую ногу: школьные учителя в свободное от основной работы время, т.е. вечером, организуют дополнительные классы у себя дома. Методика обучения та же - зазубривание.
Для поступления в университет нужно окончить среднюю школу и сдать ЕГЭ. По результатам ЕГЭ определяется круг дисциплин доступных каждому конкретному абитуриенту. Самые высокие баллы требуются для поступления в мед институты (как и в России медицинское образование получается, как правило, не на мед факультетах университетов, а в медицинских ВУЗах).
Университеты рассматриваются государством как потенциальный рассадник опозиционных идей (за 50 лет диктатуры студенческие бунты с требованиями политических реформ происходили не раз) и поэтому часть вышего образования переведена на т.н. дистанционную форму: студентам выдается пара-тройка книг в год для прочтения и они приглашаются раз в год на 1 месяц в университет на серию лекций. Через 3 года выдаётся диплом о высшем образовании. Все прекрасно понимают, что это фуфло, но многие не имеют доступа к чему-то лучшему. Очное образование тоже есть, но оно тоже низкого качества.
Все новые университеты, выстроенные по типовым проектам, вынесены за пределы городов - чтобы в случае университетских бунтов их можно было быстро окружить полицией и армией, и подавить бунт "не вынося сор из избы".
Один из университетов г. Лашио, типовой университетский проект, построенный лет 10 назад примерно в 5 км от города.