Венесуэла в кривом зеркале латиноамериканской интеллигенции

Feb 12, 2015 18:33



Не успел президент Национальной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо на мероприятии, посвящённой недавней годовщине восстания под руководством Уго Чавеса (см. фоторепортаж) упомянуть в своей речи Грецию и Испанию в контексте победы партии SYRIZA и растущей популярности испанской партии Podemos («Мы можем»), заявив, что призрак чавизма кружит по миру и рано или поздно придёт и в Испанию, как центральные испанские СМИ несколько занервничали.

Правда, нужно отметить, что против самого Дьосдадо Кабельо активная кампания дискредитации ведётся уже с конца прошлого года: испанская ABC, ссылаясь на источники в США, обвиняет его в том, что он заведует «полугосударственным» наркотрафиком, идущим в сторону США. Со своей стороны, буквально на днях по венесуэльскому радио Д. Кабельо объявил, что собирается подавать на газету в суд.

Так вот, 9 февраля в той же ABC выходит совершенно разгромная статья проживающего в Майами «выдающегося латиноамериканского интеллектуала» кубинского происхождения, а по совместительству главы Кубинского либерального союза и вице-президента Либерального интернационала Карлоса Альберто Монтаньера: «Венесуэла - рай, превращённый в руины».



Карлос Альберто Монтаньер

Что же Карлос Альберто Монтаньера пишет о Венесуэле? Цитируя лондонскую «Дейли Телеграф», он пишет, что «Венесуэла, видимо, является самой плохо управляемой страной в мире», так как в ней:

- самая высокая в мире инфляция;
(может быть в этом, хоть немного, виноваты и многочисленные попытки дестабилизации ситуации в стране под видом «оранжевой революции»? Здесь и далее примеч. lib_1)

- двойной курс венесуэльского боливара: официальный и курс чёрного рынка, поэтому «Венесуэльские коррупционеры» покупают доллары по официальному курсу, а затем часть перепродают на чёрном рынке, вследствие чего «за несколько часов любой идиот со связями может стать миллионером»;
(А во всём мире, конечно, не так - ни в Европе, ни в США, «идиоты со связями» не делают состояний, используя внутреннюю информацию.)

- падение цен на нефть привело к тому, что сегодня стоимость барреля на 50% ниже, чем в январе 2014 года. Кроме того, из-за плохого управления и недостатка инвестиций, добыча государственной нефтяной компании (PDVSA) снижается, а нефти добывается в два раза меньше;
(Для сторонника либеральных реформ выход, конечно, один - надо нефтяную промышленность приватизировать. Тогда придут «эффективные» собственники и менеджеры, будут управлять хорошо, а инвестиции потекут рекой. Стоит заметить, что если даже концерн «Шеврон» объявил о 30 процентном падении прибыли в последнем квартале прошлого года и решении сократить капитальные затраты*, то, очевидно, что вся отрасль переживает сейчас не лучшие времена.)

- Сами венесуэльцы ухудшают экономическую ситуацию в стране: каждый день в стране потребляется 700 000 баррелей нефти, за которую граждане не платят практически ничего. «Заполнить бак машины - а Венесуэле они все огромные - бензином стоит меньше одного сантима. Это дотация среднему и высшему классу стоит стране от одиннадцати до тринадцати тысяч миллионов долларов в год, но никто не рискует отменить её»;
(Машины с большим расходом топлива массово ездят по дорогам как США, так и Канады, но это никого не раздражает. Венесуэла - другое дело, там раздражает всё, особенно продажа бензина по социальным ценам. И, разумеется, низкие цены на бензин никак не влияют на стоимость проезда в общественном транспорте, и не отражаются на стоимости продуктов и товаров народного потребления.)

- Правительство Венесуэлы в 2014 году импортировало товаров и услуг на 60,5 миллиардов, а продала нефти почти на 14 миллиардов долларов США, что ведёт к накоплению долга и отсутствию средств на закупку необходимых Венесуэле товаров. Накопление долга происходит потому, что чавизм уничтожил производство;
(Больше никакие страны в мире не живут в долг, в долг живёт только Венесуэла, потому что там чавизм.)

- В Венесуэле огромная преступность: «безопаснее идти с журналом «Шарли Эбдо» в Дамаске, чем купить хлеб в Каракасе»;
(Кто же в очередях за продуктами стоит, если прямо каждого при походе за хлебом убивают?)

- Помимо милиции, созданы районные группы, которые, в перерывах между избиением оппозиционеров, занимаются уличными грабежами.
(Намёк на «колективос»? О них совершенно иначе и очень подробно здесь.)

- Очереди за продуктами и товарами первой необходимости, «покупка туалетная бумага стала навязчивой идеей».
(Перестроечная лексика, как под копирку, и опять эта туалетная бумага, будь она неладна… Что касается очередей, то правительство Мадуро назначило ряд проверок сетевых супермаркетов, чтобы разобраться в их природе.)

Самые образованные люди хотят уехать из страны. И уже уехало полтора миллиона в Испанию, Колумбию, Эквадор, США.
(Это мы бесконечно слышим и в России. Не знаю, как насчёт Колумбии, Эквадора и США, но из Испании эмигранты сейчас довольно активно возвращаются.)

- Всё так плохо, а ведь речь идёт о «стране с территорией 900 000 кв.км, почти 29-ю миллионами жителей (которые себя называют «выживающими»), со всеми воображаемыми богатствами, такими как: нефть, железо, ценные металлы, плодородные земли, питьевая вода, пляжи, населением, получившем образование, в том числе и последипломное, в местных и иностранных университетах».
(Как же в самой плохо управляемой стране в мире может быть такое хорошо образованное население?)

Далее журналист задаётся вопросом: «Почему же такая богатая страна живёт так бедно? Почему страна переживает катастрофу?

И отвечает - из-за популизма, злополучного Уго Чавеса и потому, что венесуэльцы, поддерживая своего лидера, «не были способны обратить внимание на то, что 25-ть самых зажиточных и счастливых стран на планете - это демократии, управляемые законом и поддерживаемые институтами права».
(Ни кризиса, ни долгов, ни огромной безработицы в этих 25-ти счастливых стран нет, «в Багдаде всё спокойно».)

В конце статьи вице-президент Либерального Интернационала, предостерегает испанцев от возможной ошибки: Не ходите, дети в Африку гулять «Стоит только популистским идеям взять верх, как страна безнадёжно тонет».

В тот же день, 9 февраля, кубинцу с двойным, испано-американским гражданством, на страницах «Эль-Паис» вторит знаменитый (и любимый мною) перуанский писатель и политик Марио Варгас Льоса, который, по странному совпадению, также оказывается сторонником Чикагской школы и приватизации государственных активов.



Марио Варгас Льоса

В своей статье «Харакири» он замечает, что в Японии этот обычай уже не в ходу, однако, некоторые страны, «став жертвой краткосрочного или долгосрочного помрачения рассудка, решают погрузиться в бедность, варварство, коррупцию или во всё это сразу», делая тем самым себе харакири. В пример приводит три страны: Аргентину, Венесуэлу и современную Грецию.

Про Венесуэлу Варгас Льоса, в частности, пишет следующее: «Другой выдающийся пример политического харакири это Венесуэла. Раньше там была, конечно, несовершенная, но реальная демократия, со свободной прессой, настоящими выборами, разными политическими партиями, и худо-бедно, страна развивалась. Было много коррупции, бесхозяйственности, что, к несчастью, и привело к тому, что большинство венесуэльцев разочаровались в демократии и доверили свою судьбу мессианскому вождю - команданте Уго Чавесу. У них было восемь возможностей исправить свою ошибку, но они этого не сделали, а каждый раз голосовали за режим, который вёл их к пропасти. Диктатура - это удушающая атмосфера, закрыты теле- и радиостанции, периодические издания, тюрьмы полны диссидентами, во много раз увеличилась коррупция: один из главнокомандующих армии управляет наркотрафиком - единственной индустрией, которая процветает в стране, где экономика уничтожена, а уровень бедности увеличился в три раза, где государственные институты, от инспекторов до членов Национального Избирательного совета - служат власти. Хотя значительное большинство венесуэльцев хотят вернуться к свободе, это будет нелегко: Правительство Мадуро продемонстрировало, что хотя оно не годится ни для чего другого, но на то, чтобы фабриковать выборы, бросать в тюрьмы, пытать и убивать оппозиционеров его хватит».

Мне очень хочется думать, что Марио Варгас Льоса заблуждается добросовестно, но очень странно, что оба либеральных деятеля совершенно забыли, что в 80-е годы в Венесуэле прошли реформы МВФ. Вот что пишет Андрей Ваджра в своей книге «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии»:

«Теперь обратимся к факту сотрудничества МВФ с Венесуэлой.

Либеральные реформы в этой стране начались в 1980 году. На тот момент её внешний долг составлял 29 млрд.долл., а через 10 лет преобразований она только по процентам выплатила 31 млрд. Отток капиталов из страны за десять лет (1980-1990) оценивается в 34,5 млрд.долл. В 1989-1991 годах реальная заработная плата в Венесуэле упала на 40%, безработица в 1991 году достигла 50% от общего количества трудоспособного населения.

В средних по своим размерам компаниях объём капиталовложений упал за эти три года на 20%, в небольших и маленьких - на 36-50%. За чертой бедности оказалось 80% 18-миллионного населения страны. И это притом, что в своё время в Венесуэле, которая занимает важные позиции среди мировых экспортёров нефти, был самый высокий доход на душу населения в Латинской Америке.

Благодаря программам МВФ распределение населения страны по уровню доходов в начале 90-х было таким: богатые - 1%, верхний слой среднего класса - 7%, средний класс - 12%, бедные - 36%, нищие - 44%».

Как говорится, если вам так страшен чавизм, перестаньте грабить страны проводить реформы МВФ.

Видимо, обстановка в испанском обществе действительно напряжённая, если на дискредитацию социалистического пути развития в варианте Венесуэлы подрядили лучшие либеральные силы.
__________________________________________________
* Нью-Йорк, 30 января - Блумберг. Суть времени: Еженед.- М. 4 фев. 2015.(113) - С. 2.

syriza, podemos, Чавес, Венесуэла, Испания, демократия, чавизм, МВФ

Previous post Next post
Up