Слева - Роберта Якобсон, помощник Госсекретаря США, глава американской делегации на переговорах, справа - Хосефина Видаль, руководитель департамента США в МИД Кубы, глава кубинской делегации.
Объявленная 17 декабря прошлого года нормализация отношений между Кубой и США оказалась не таким уж лёгким делом: разом перешагнуть через полвека таких отношений практически невозможно.
Речь Рауля Кастро на недавно прошедшем саммите* показала, что кубинское руководство, во-первых, не питает иллюзий относительно намерений американской стороны:
«Представители правительства США дали предельно ясно понять, что сейчас они меняют методы, но не цели своей политики, и настаивают на вмешательстве в наши внутренние дела, с чем мы не намерены соглашаться. Американская сторона не должна стремиться строить свои отношения с кубинским обществом так, как будто на Кубе нет своего суверенного правительства»*.
Во-вторых, выдвигает ряд требований, без выполнения которых процесс, направленный в сторону нормализации кубино-американских отношений «не будут иметь смысла»**, а именно:
- снятие экономической, коммерческой и финансовой блокады Кубы со стороны США;
- исключение Кубы из списка государств, поддерживающих терроризм;
- возврат незаконно оккупированной территории, на которой располагается военная база «Гуантанамо»;
- прекращение радио- и телевещания на Кубу, нарушающего нормы международного права;
- выплата справедливой компенсации за гуманитарный и экономический ущерб нанесённый кубинскому народу.
(
По оценке кубинских специалистов, 52 года блокады нанесли Кубе экономический ущерб в размере 1 триллиона 126 миллиардов долларов США).
И, в третьих, предупреждает, что требовать каких-либо ответных шагов со стороны Кубы «неэтично, несправедливо и неприемлемо».
В США, где политика Обамы на сближение с Кубой разделила как политический истеблишмент, так и кубинскую оппозицию на два противоположных лагеря, где противники сближения говорят о том, что нормализация отношений это уступка «режиму Кастро», которая не приведёт к желаемой «демократизации» страны, реакция на кубинские требования оказалась следующей:
- территорию военной базы Гуантанамо США отдавать
не намерены;
- пропагандистское вещание на Кубу будет продолжено.
(По словам помощника госсекретаря США Роберты Якобсон «Наше вещание жизненно важно для того, чтобы пресса могла работать свободно»).
Кроме того, на вчерашних кубинских слушаниях в Конгрессе, помощник госсекретаря США сообщила следующее***:
- инициатива Президента Барака Обамы не является «подарком или уступкой Кубе, а лишь установкой канала коммуникации. Это механизм». (Вероятно, аналог воровской фомки.)
- США стремятся открыть своё посольство в Гаване, так как это позволит «делать больше для укрепления кубинского народа».
- в интересах США, чтобы американские компании вошли на кубинский рынок технологий, для того, чтобы «начать увеличивать ритм отделения людей от государства». (Что, безусловно «укрепит кубинский народ»).
- для поддержки кубинских оппозиционеров США будут продолжать говорить о правах человека.
В заключение Роберта Якобсон подчеркнула, что у неё «есть надежда, что Государственный департамент присутствует здесь (на слушаниях в Конгрессе 4 февраля 2014 г. - Lib.) чтобы заверить нас, что ни одно из требований Кастро рассматриваться не будет».
Что ж, позиции сторон обозначены, посмотрим, удастся ли Кубе отстоять свои интересы.
__________________
*Имеется ввиду третий саммит глав государств и правительств Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).
** Речь генерала Армии Рауля Кастро Руз, Первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Кубы, Председателя Государственного совета и Совета министров на III Саммите Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна, состоявшегося в Коста-Рике 28 января 2015 г. (
на испанском,
на русском)
*** По
сообщению интернет-портала «Голос Америки».