Аугусто Пиночет (Чили), Хорхе Рафаэль Видела (Аргентина), фото с сайта politicargentina.com
США продолжает рассекречивать документы по латиноамериканским диктатурам 70-80-х годов. В марте этого года Барак Обама посетил Аргентину в 40-ю годовщину военного переворота в 1976 года, который состоялся при поддержке США и привел к террористической диктатуре, при которой члены социалистических, коммунистических партий, журналисты, интеллектуалы и просто лица левых взглядов арестовывались, похищались, подвергались пыткам, уничтожались без суда и следствия. Произнося речь в мемориальном комплексе в день памяти жертв диктатуры, президент самой демократической страны мира, конечно, не признал того, что латиноамериканские диктатуры были детищем его страны, не извинялся, и тем более, не каялся, Барак Обама лишь упомянул, что американская демократия оказалась «не на высоте идеалов, которые мы защищаем», и «опоздала с защитой прав человека». И пообещал открыть американские архивы, связанные с военной диктатурой Хорхе Виделы.
В этот понедельник Белый дом опубликовал уже вторую порцию рассекреченных документов (доступны
здесь).
Многие документы касаются Операции Кондор - многолетней совместной деятельности спецслужб правых диктаторских режимов стран Южного конуса (юга Латинской Америки), при поддержке американских спецслужб, направленной против левых оппозиционных сил (похищения, пытки, расстрелы, убийства)>. Спецслужбы стран координировались таким образом, чтобы лица, бежавшие от внесудебной расправы в соседнюю страну (например, из Чили или Уругвая в Аргентину), были уничтожены и там. Политические противники преследовались (умирали при загадочных обстоятельствах) и в странах Европы, США.
Документы, конечно, не то чтобы совсем рассекречены (много купюр):
«
АРГЕНТИНА: шесть государств Южного конуса (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай) - членов контртеррористической сети под кодовым названием «Кондор» в начале июля (отчет ЦРУ датирован 22 июля 1976 года - примеч. Lib.-1) договорились предпринять ликвидацию латиноамериканских террористов, живущих во Франции. За практическую деятельность во Франции будет отвечать, в основном, Аргентина, Чили и Уругвай (...) Операция «Кондор» во Франции будет представлять собой лишь распространение недавно активизировавшегося сотрудничества правительств стран Южного конуса для уничтожения терроризма».
Я не знаю, как они там в ЦРУ и Белом Доме не путаются, кто когда у них «террорист», а кто «повстанец», ведь употребление этих определений полностью зависит от степени полезности и зависимости вооруженных групп от США. Террористы в Латинской Америке были, и созданы они были теми же спецслужбами США для дестабилизации обстановки и дискредитации левых идей (см. деятельность Красных бригад в послевоенной Италии, которые, как показали открытые архивы, оказались связанными с сетью «Гладио», оставленной военными разведками «союзников» для осуществления террора, с помощью которого они боролись с коммунистическими настроениями). Но в рассекреченных документах речь идет, конечно, не о них, а либо о левых, левоцентристских лидерах политической оппозиции, либо о членах национально-освободительных движений, вставших на путь вооруженной борьбы (Хосе Мухика - президент Уругвая с 2010 по 2015 годы, в своё был членом национально-освободительного движения «Тупамарос» и провел в тюрьмах 14 лет).
Особых сенсаций в рассекреченных документах нет (иначе бы не рассекретили), выясняются лишь частности, например, с помощью какого препарата жертвы так называемых «полётов смерти» приводились в бессознательное состояние: им кололи кетонал. Но всё же, это полезное чтение, особенно сейчас, когда к власти в Латинской Америке приходят политики, связанные с диктатурами 70-х, 80-х годов. Напомню, недавно Кристина Киршнер, в открытом письме нынешнему президенту Маурисио Макри, заявила о том, что олигархи, среди которых был его отец, привели к власти военных, «огосударствили» долги своих компаний и многократно обогатились.
Впрочем, близость нынешней Аргентинской власти к кругам, напрямую связанным как с диктатурой, так и с мировой элитой очевидна и так:
Диктатура Хорхе Виделы опиралась в том числе и на крупных латифундистов, среди которых многие представляли иностранный капитал (после прихода к власти хунта ликвидировала для них налоги на экспорт сельхозпродукции). Министром сельского хозяйства после военного переворота стал Хорхе Сорриегета (Jorge Zorreguieta), представитель этих самых сельскохозяйственных олигархов (и иностранного капитала) - глава сельхозсоюза. Старшая дочь Хорхе - Максима, Королева Нидерландов, урожденная Максима Сорриегета.
Маурисио Макри с супругой и Максимой (Королевой Нидерландов) в Давосе.
Королева Нидерландов Максима с официальным визитом в Аргентине.