О ГИБЕЛИ ЗАМ. ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР Н.Д. ЗОРИ 4/5

Feb 10, 2020 09:30


Гораздо более имеется оснований предполагать, что никакого приказа о разжаловании вовсе не было, напутали лейпцигские разгильдяи, и не было звонка из секретариата Сталина. Просто существовал общий порядок, воспроизведенный в письме, который в данном случае был вопиюще нарушен в Лейпциге. А каким именно конкретным образом, мы не знаем, возможно, не узнаем никогда, да это не так уж и важно. В принципе, понятно, о чем может идти речь.
Альтернативно звонок из секретариата мог быть на самом деле, но уже после того как тело Зори оказалось захороненным. Поставим себя на место людей из Лейпцига в той ситуации. Разнообразных забот и хлопот у них в то время было выше любой крыши. А по документам, которые я привел, обязанности по погребению и уходу за могилами возлагались на гражданскую власть. Прибывает самолетом покойник в гражданской одежде. Летчик сообщает: "Надо захоронить". Дает ФИО и год рождения мертвого, добавляя, что он военный. Немцы почти не понимают русский, летчик - немецкий. Ну, хоронить, так хоронить. Отвезли, как привыкли поступать в подобных случаях, на кладбище, вероятно, успели выкопать могилу, уложить в нее, и тут разразился вселенский потоп. Документировали погребение, которое фактически еще не было выполнено, и стали ждать, когда кончится дождь. Кстати, дождем можно объяснить и "разжалование" Зори в рядового. Документы, в которых указывалось, что он генерал, могли оказаться размытыми дождем.
После этого следует звонок из Москвы. На фига лейпцигцам напрягаться, срочным образом делать гроб, мартышиться с укладыванием в него покойного, обратной перевозкой его на аэродром и т. п.? Отвечают: а мы его уже здесь похоронили. К тому же сейчас нелетная погода, дождь кончится, неизвестно когда. Но если будете настаивать, мы выполним Ваше распоряжение позднее. Позднее распоряжение спустилось на тормозах и оказалось в итоге так и не выполненным.
Тогда отсюда вытекает логически, что никакого разжалования Зори из генералов в рядовые не было и быть не могло. К тому же соответствующий факт документируется только записями в кладбищенских кондуитах и ничем больше.
Впрочем, мне пришло в голову еще одно объяснение, представляющееся более состоятельным. А откуда мы вообще знаем, во что был одет покойник, доставленный самолетом в Лейпциг? Можно предположить три версии: 1) в гражданское (должен был быть недешевый костюм, соответствующий рангу), 2) в генеральскую форму (тоже весьма шикарная одежда), 3) ни во что, голый или только в нижнем белье. При отсутствии / повреждении сопровождающих документов и др. т. п. информации лейпцигцы могли опознать в покойнике генерала лишь во втором случае. В третьем они по умолчанию могли определять его рядовым. С меньшей вероятностью рядовым его могли определять также и в первом.
Но давайте, коллеги, попробуем встать на почву исторической реальности. Покойнику совершенно без разницы, в какой одежде лежать в могиле. А дорогая одежда в 1946 г. - роскошь. Поэтому сам бог велел ее присвоить. Никто ведь не станет проверять. Разве только в случае истребования эксгумации, который маловероятен.
Я полагаю самым вероятным первый случай - что был дорогой гражданский костюм. Тогда его снимают, покойного, до поступления телефонного распоряжения из Москвы, возможно, успевают захоронить, возможно, не успевают, но дело сделано, кража и сбыт костюма состоялись. И для заметания следов преступления, играя под дурачков, "разжалуют" похороненного из генералов в рядовые. Затем, год спустя, труп эксгумируют и кремируют. Возможно, эксгумируют и сжигают лишь на бумаге, по документам. Но после этого раскрыть преступление (кражу костюма) уже нельзя. Т. е. если бы кто-то затем из начальства дал распоряжение об эксгумации, в нос бумажки ему - "уже выполнено" и "на этом кладбище не хоронили генералов, там захоронено всего 10 офицеров, самый старший по званию подполковник" - и закрыт вопрос. В такой реконструкции, к слову, и не имело существенного значения, шел ли в те дни в Лейпциге затяжной дождь. Достаточно было даже простой повышенной облачности и маленького дождя - как предлога для отказа выполнить распоряжение незамедлительно.
Часть 5/5

Катынские заметки

Previous post Next post
Up