ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ. ПУТЬ НАВЕРХ

Sep 20, 2019 20:17


/О фильме «ПАРАЗИТЫ», режиссёр Пон  Чжун-Хо, Южная Корея, 2019, 132 мин./Втянулась - таки в словесное  выражение впечатлений  /блудие/ от тяжеловесного жанрового триптиха - комедия,  драма,  триллер  про семью  по фамилии Ким - отца, матери,  их сына  Кевина и дочери Джессики.
Пересмотрев заново картину, задалась себе вопросом,  какой же отклик преобладал в моём восприятии «золотопальмового» экранного действа: эстетически-эмоциональный  или умственно-рассудочный?  Отвечаю:   умственный, а что касается  эмоций то - неоднозначный.
Сложносочинённое повествование «Паразиты» - это острая социальная драма, но вовне обычного надрывно сострадательного стона о социальной  несправедливости и имущественном расслоении. Главный посыл «Паразитов» - нелицеприятие и анамнез угрожающе многочисленного слоя общества, разросшегося, как опухоль, из клеток социальных иждивенцев-бомжей, искусных манипуляторов-пользователей государственными  льготами и вспоможениями, паразитирующих за счёт общества. Этот слой набрал силу и весомость, в первую очередь, в странах с высокой степенью социального обеспечения, например, таких, как Скандинавия и Франция. Во Франции недавно обсуждался случай законного выхода на трудовую пенсию мужчины,  который ни дня не работал, а просидел всю жизнь на всевозможных пособиях, страховках, выходных пособиях и пр. Такая ситуация давно тревожит власти, общество, психологов и политологов, поскольку ведёт, и привела уже, к утрате профессионализма,  тотально  очевидной и признанной, к интеллектуальной  деградации населения и непомерной налоговой нагрузке на работоспособную  его часть.
А проще сказать, о нашествии - пришествии Хама. Тут уместен кивок в сторону фильмов «Елена» А. Звягинцева, «Магазинные воришки» Х. Корээду  и других кинопримеров, упомянутых   коллегами по дискуссии.  У меня  же,  помимо кино, из памяти всплыло  давнее незабываемое  театральное видение - финальная  сцена из спектакля Э. Някрошуса «Иванов», 1978г. - наступательно захватническое  шествие стройной шеренги полотёров по помещичьему дому Лебедевых. Тема не нова и глубока, и вполне  могла  залегать  и быть извлечена со дна  бункера-подземелья, сюжетного вместилища корейских «Паразитов».
Главные персонажи фильма  это семья Кимов - сочный групповой портрет ячейки этой категории социума в очередном киноосмыслении.
Как же выглядят современные «дети подземелья», обретающиеся ниже уровня стоков канализации? Они хитры,  вероломны, остроумны,  вороваты, обучены интернетом, ленивы, не прочь пофилософствовать,  подобно  Киму-старшему об отсутствии плана жизни, как  наилучшего плана. Они внешне привлекательны,  физически крепки: жена Кима силовая спортсменка - метательница молота, сам Ким вполне импозантный мускулистый мужчина, сын Кевин - бойскаут,  отслуживший армию, дочка красавица-художница.  «И могли бы жить!». Ан, нет, они изворотливо бомжуют, подделывают документы, мистифицируют, плутуют, и, в случае чего,  в своём стремлении наверх,  к  захвату чужого богатого дома, могут придушить и прирезать.
Каковы же люди верхнего эшелона жизни?   Семья из трёх человек с маленьким гиперактивным сынишкой в  большом просторном  доме, столь просторном, что можно  спрятаться перебежками всему семейству Кимов, захватившему эти апартаменты. Хозяева не спесивы, даже демократичны, чуть глуповаты и простодушны,  уверены в своей жизненной устойчивости, подкреплённой наличием глубокого подземного убежища на случай  атомной войны или прихода кредиторов, что страшнее бомбы. Мошенникам-паразитам не составляет труда богатеньких одурачить, внедриться в их жизнь, дом и душу.  Это у них получается нарочито легко,  незатейливо,  чему удивляется даже сам главный «паразит»,  да и зрители вместе с ним. Вытеснив прежних работников, празднуя победу,  Кимы готовы предаться «большой жратве».
Но тут между низами и верхами на дне бункера внезапно обнаружилось  промежуточное звено, средний класс, - пятилетний сиделец, бывший хозяин кафе, прячущийся от кредиторов, и его жена - домовая экономка. В этой точке заканчивается комедия буфф / не очень-то и смешная/, и совершается переход в жанр драмы и стиль метафоры.  Борьба низов за место под солнцем визуализируется как беготня, толкотня, мордобой, в движении  вверх-вниз по символическим  лестницам,  подобно  паровому поршню или вертикальным качелям, которое приводит к первому  трупу.
Далее, по нарастающей, переход в третью жанровую  форму - триллер  в стиле К. Тарантино:    в экспрессию  и динамику, сопрягающие пышную атрибутику праздника с кровавой поножовщиной, с наводнением и прорывом канализации; картину яркую, но сюжетно мало обоснованную,  устраняющую персонажей  из сюжета и из жизни, не тех и не так.  Бурный апофеоз камеры завершается грустным вынужденным самозаточением  в подземелье Кима-отца, продолжающего верить, что  сын Кевин достигнет-таки когда-нибудь и как-нибудь верха,  купит этот дом  и все заживут счастливо. Нежная, мелодичная музыка сопровождает эту несбыточную мечту.
Вот таким образом режиссёр Пон Чжан-Хо спеленал в один метафорический кокон три семьи,  три жанра и социальную злободневную драму,  участники которой безошибочно различают друг друга по запаху.
На это он употребил всё великолепие художественных средств, саспенса,  мастерства режиссёра,  оператора, художника, композитора и искусно подобранный актёрский ансамбль. Именно по-восточному  преувеличенная актёрская игра придала фильму национальный  окрас за счёт мимики,  жестикуляции, крикливых  голосов,  но и  многозначительного величавого замирания / актёр Сон Кан-Хо, отец /.
Важно, что режиссёр не уклонился  от обозначения своего отношения  к людям, представленного им круга.  Всех своих многочисленных персонажей он НЕ ЛЮБИТ, /а вслед за ним и зрители/: ни нижних, ни средних, ни высших, не исключая незаурядного мальчика Да Сонга / Чон Хён-Джун /!  Он саркастически смеется над ними,  над их копированием американских имён и стандартов бытования.  Все они по-своему, в своей мере вины, - паразиты,  и все ответственны за ту ситуацию,  в которой пребывает современное общество.

Л.М. Островская.

Кино

Previous post Next post
Up