ХОЛОКОСТ В МСТИСЛАВЛЕ

Aug 27, 2015 00:15



МСТИСЛАВЛЬ - город, районный центр, Могилевская обл., БССР (ныне Республика Беларусь). В 1939 проживали 2067 евреев (19,66% населения). После начала войны большинство мужчин призвали в армию. Удалось вывезти ок. 400 воспитанников детского дома, в т.ч. евреев. За день до оккупации артель евреев-возчиков уехала из города на своих лошадях. Оккупирован 14.7.1941. В оккупации оказалось ок. 1 тыс. евреев. Город входил в военную зону оккупации.

Военную комендатуру возглавил комендант Мстиславля майор Круп; полевую жандармерию - лейтенант Бауэр; гестапо - Вильде; местную полицию - Курашев. Бургомистром стал бывший учитель немецкого языка Евлампий Рагузов. Одновременно с немцами прибыли финские карательные отряды. Их отличали особая форма одежды и жестокость. В тот момент местные жители считали их хуже немцев и около месяца многие именно от них прятались в лесах.

Казни советских работников и комсомольцев проводились на глазах у жителей в городском сквере, а затем на площади у пожарной каланчи. По доносу расстреляли председателя артели возчиков Фрейдина. С первых дней начались преследования и унижения евреев; издевательства над пожилыми верующими. Принудительные работы носили унизительный характер: очистка туалетов и выгребных ям. Евреев обязали носить жёлтые шестиконечные звёзды на спине; на левом рукаве - повязку со звездой; на правом - жёлтый круг.

В Заречье, на другом от Мстиславля берегу р. Вихры, дома евреев пометили словом «Юде». Евреи Мстиславля, в основном, жили на Песковке и Слободе, в том числе на ул. Ленина, по дороге на Смоленск. Здесь же разместились евреи со сгоревшей западной (Шамовской) части города.

Гетто было «открытым». За день до расстрела сюда привели евреев из пригородного колхоза под д. Казимирово.

10 сентября всех евреев выгнали на Базарную площадь. Мужчин и женщин выстроили отдельно. Немцы обратились с вопросом к бургомистру: «Почему в городе так мало евреев?» Тот ответил, что остались те, у кого не было денег, чтобы уехать.

Собравшихся, в том числе детей, зверски избили палками. Некоторых молодых людей группами заводили в здание магазина, где избивали. По сообщению в Еврейский антифашистский комитет, осенью 1943 на основе Акта военной комиссии от 4.10.1943, немцы и полицаи раздели и изнасиловали там молодых женщин, которых потом расстреляли. После этого отобрали 35 коммунистов и комсомольцев. Учителя Юрия Малкина выдал местный полицай. Их увели и расстреляли в Лешенском рву. По некоторым данным, тогда и на том же месте расстреляли 30 стариков. Остальным под угрозой расстрела приказали принести во двор пожарной команды в течение двух часов меховые вещи, масло, сахар, какао, мёд и чай.

Следующая акция началась 15.10.1941. На рассвете в Мстиславле появился карательный отряд зондеркоманды 7а айнзатцгруппы «В» во главе с фельдфебелем Краузе. Нескольких узников-мужчин заставили вырыть за городом две ямы. Евреев начали выгонять из домов, не давая одеться. Говорили, что их ведут на «собрание», а затем переведут в гетто. Ходили слухи: то ли переселят, то ли кастрируют. Всех собрали во дворе педагогического училища. Туда же пригнали евреев из ближайших пригородов, в т.ч. из Заречья, где накануне полицаи объезжали улицы на машинах и кричали в рупор, что на следующий день «евреев переселят в Палестину».

Собранных евреев обыскали, забрав ценные вещи, затем построили во дворе педучилища и колонной по 4 чел. погнали к Катальному рву, между Замковой и Троицкой горами. Акцию осуществляли немецкие каратели и местные полицейские. Впереди шли два немца с автоматами, за ними - несколько полицейских с белыми повязками. Группу старушек везли на телеге. 50 мужчинам приказали углубить две большие ямы, затем их расстреляли первыми. Людей заставили полностью раздеться и сложить одежду. К яме подводили по 10 чел. и укладывали лицом вниз. Сначала расстреливались мужчины, затем женщины со взрослыми детьми. Маленьких детей ударяли головой друг о друга и бросали в ямы живыми. Учительница Минкина - Орловская (её муж был русский) просила пощадить 6-летнего сына, но полицаи подняли ребёнка на штык.

Особенно зверствовали полицаи Васька Русский, друживший до войны со многими евреями, Власов, Зимницкий, Тихоновский, Шубейсовский и другие. Расстрел продолжался с 11 до 15 час. На другой день расстрелы продолжились: убивали небольшие группы скрывшихся евреев, а также коммунистов и цыган (табор из 35 чел.).

Согласно донесению в Берлин о «Событиях в СССР, № 133» от 14.11.1941 было расстреляно 900 евреев Мстиславля под предлогом помощи партизанам (предоставление ночлега, продуктов и одежды). О 620-850 казнённых евреях говорится в актах Чрезвычайной Государственной комиссии, датированных 1944 г. Согласно Акту комиссии от 4.10.1943, только 15.10.1941 расстреляно не менее 1,3 тыс. чел.

В настоящее время установлено ок. 550 имен погибших евреев Мстиславля. В ходе расстрела зафиксировано несколько актов индивидуального сопротивления. Яков Михлин, которого заставили утром в день казни рыть могилы, убил лопатой немца-конвоира. Борух Цыпин выкрикнул проклятье в адрес палачей; ему перерезали горло. Молодая женщина из Заречья по дороге в Мстиславль пыталась убежать в лес. Её догнал полицай и забил палкой, за что получил от немца плитку шоколада. Две женщины спрятались на месте казни под одеждой: их нашли, когда палачи начали делить вещи казнённых, и расстреляли.

Подпольщики действовали в Мстиславле с осени 1941 года. Группой врачей руководил Михаил Фридлянд. Он возглавлял военный госпиталь, где было 150 раненых. Выздоравливающих переправляли к партизанам, освобождали от угона молодёжь. Вскоре Фридлянд и другие подпольщики были казнены. В окрестных партизанских отрядах воевало ок. 10 евреев, бежавших из города до или после расстрела. Одним из них был Петр Урицкий, врач в партизанском отряде Гришина. Под Мстиславлем он попал в окружение и жил до ухода в партизаны под фамилией Лукьяненко. Мстиславль освобождён 1.11.1943. Установлены факты спасения св. 10 евреев Мстиславля.

Нескольким молодым женщинам помогли немцы. Один из них предупредил Софью Цинман об опасности в первые дни оккупации, и она с семьей бежала из города. Любови Васиной немец на площади сказал: «Ты совсем не похожа на еврейку». Она это поняла как сигнал и, несмотря на уговоры матери, выбралась за оцепление. По дороге на казнь Эся Минина (Натапова) упросила немецкого офицера разрешить ей зайти в свой дом, чтобы взять вещи ребёнку. Не исключено, что она обещала принести спрятанное золото или ценности. У дверей поставили часового, но женщина скрылась с 2-летним сыном через сад (дошла с ним до Тулы). Также по дороге к месту расстрела сумел бежать 13-летний Борис Михлин. С места казни бежали и попали в партизанский отряд Семен Шейнин и Яков Малков. Уцелели и те, кто ушёл из города, узнав об угрозе уничтожения по национальному мотиву, либо после выявления и расстрела комсомольцев. Вскоре после оккупации ушла в другой город и спаслась 16-летняя комсомолка Элька Сагал. Студентка Минского университета Хая Горюнова также сумела выйти из города и примкнула к окруженцам, с которыми перешла линию фронта. Бежали до расстрела из Мстиславля и выжили школьники 15-летняя Аля и Миша Кудрявицкие. Евреев спасали и местные жители. 56-летний сотрудник конторы «Заготутиль» Илья Малкин в ходе расстрела был ранен, вечером его вытащила из могилы русская женщина; он также ушёл к партизанам. Дочерей фотографа Евселевича (Ясилевича) 14-летнюю Хаю (Анну) и 19-летнюю Мину (Нину) в день расстрела спрятала мать их школьных подруг сестер Васильевых. Под их именами они ушли из Мстиславля, затем были угнаны в Германию. Попыток помощи со стороны друзей и соседей было гораздо больше, но далеко не все они заканчивались удачно. Надежда Липицкая укрыла у себя школьную подругу Рысю Жиц в день расстрела. Ночью, несмотря на уговоры, она ушла к больной матери и на следующий день была расстреляна. Садовника Евсея Смоляка, 76 лет, прятали соседские дети Скулановичи. Сосед-полицейский выследил старика, вытащил его из укрытия и расстрелял на месте. Некоторых найденных евреев сожгли живыми в сарае. Прятавшихся евреев нередко выдавали местные мальчишки.

После войны в Мстиславле состоялось несколько процессов над палачами и их пособниками. На Базарной площади повесили четырех немцев-гестаповцев и нескольких полицейских. Большинство полицейских были осуждены на 10-15 лет. В 1945 году Зимницкого осудили на 20 лет. В конце 1950-х гг. на Доске почёта одной из шахт Донецкой области житель Мстиславля опознал портрет командира полицейской роты Ермоленко. Его судили в Мстиславле и приговорили к смертной казни.

Вскоре после освобождения на месте расстрела родственники погибших соорудили из десятка кирпичей обелиск с надписью «Здесь было зверски расстреляно еврейское население Мстиславля», который не сохранился. На маленьком памятнике, установленном в 1978 году, о евреях не говорится.
Из книги «Холокост на территории СССР. Энциклопедия»,
Росспэн 2009 г. Под ред. И.А. Альтмана
Литература:
ЦАМО. Ф. 49-й Армии. Оп. 9733. Д. 120. Л. 47;
Красоткин Ф. Истребление евреев в Мстиславле // Неизвестная Чёрная книга. М.; И, 1993;
Документы обвиняют. Холокост глазами Красной Армии, М., 1996;
Цыпин В. Евреи в Мстиславле: Материалы к истории города. Иерусалим, 2006

http://shtetle.co.il/shtetls_mog/mstislavl/holocost_mstislavl.html

Отмечу, что в Мстиславле эта тайлькомандо исполнила казнь тысячи человек за один день; значит, расстрел в Козьих горах она могла совершить за максимум неделю, - если его выполняла только она одна.

В состав айнзатцгруппы Б входили зондеркоманды с номерными названиями по 9 включительно. Кроме того форкоманда "Москва". В литературе по деятельности немецких оккупационных спецслужб упоминается также зондеркоманда "Смоленск". Известно, что такое наименование носила одна из зондеркоманд ведомства Розенберга, занимавшаяся разграблением художественных ценностей в области. Но ее тезка упоминалась также в перечне зондеркоманд айнзатцгруппы Б, фигурировавшем на Нюрнбергском процессе.
Из логического сопоставления этих сведений выходит, что имелось или две одноименные зондеркоманды в области, состоявшие в разных структурах, или одна, ведомства Розенберга. О последней имеются крайне скудные отрывочные фактические сведения, о первой вообще ничего, кроме упоминания ее названия в общем списке зондеркоманд, а также численности - 50 чел., т. е. столько же, что и в форкоманде "Москва".
Что касается последней, то, по имеющейся о ней данным, она создавалась специально из людей, превосходно знавших Москву, для деятельности в нашей столице после того, как она должна была быть оккупирована немцами. Однако практически получилось так, что ее, так сказать, боевой путь кончился в Можайске, куда она следовала по прямой дороге от Юхнова, основная ее деятельность как раз и происходила по той трассе.
Сходным маршрутом в направлении Москвы из Смоленской области двигались также зондеркоманды 8 и 9 АГ Б.
Что же касается зондеркоманды 7а, то в сентябре - начале октября ее подразделения действовали не на юге, а на севере Смоленской области, а на 20 октября документировано ее нахождение в оккупированном с 14 октября Калинине.
Постольку инкриминирование акции в Мстиславле ЗК 7а представляется скорее достаточно несостоятельным.
В отчете по деятельности айнзатцгрупп № 108 от 9 октября сообщается о нахождении некой форкоманды АГ Б в Хиславичах. Этот поселок находится ровно на половине автодороги Мстиславль - Починок. Ближайшим крупным населенным пунктом на ней является Юхнов.
В том же донесении указывается, что оперативную работу в окрестностях Хиславич выполняют тайлькоманды (отдельные взводы) этой форкоманды. Но это вступает в определенное противоречие с комплексом всех известных фактических данных о "Москве", в составе которой находились в большинстве этнические русские, москвичи с высшим образованием, которых предполагалось занимать захватом содержимого московских архивов и т. п. работой. Однако под версию форкоманды "Смоленск" подходит.
Отсюда далее следует логически заключить, что в Хиславичах тогда находилась либо одна из зондеркоманд, т. е. 8 или "Смоленск", или обе одновременно, или почти одновременно.
Деятельность ЗК 8 в последующее время прослеживается, имеются об этим соответствующие фактические данные. А о форкоманде "Смоленск" отсутствуют вовсе.
Здесь надо отметить, что 20 октября в истории айнзатцгруппы Б выступило важной рубежной датой. В этот день Ф. Аренс прибыл в Смоленск. Так же, по комплексу других известных данных, вероятнее всего, сменился командир АГ. На место А. Небе был назначен Э. Науманн. Наконец, как уже упоминалось выше, приступила к деятельности в Калинине ЗК 7а.
Имеется донесение советского разведчика от 3 декабря о том, что через станцию Починок в направлении Германии проследовало 2 эшелона с поляками, у которых были связаны руки, которые якобы были отправлены туда за отказ вступать в вермахт. От Хиславич до Починка и до Мстиславля одинаково по 35 км.
По свидетельствам местных жителей, в тот период, т. е. в октябре-ноябре, на аэродроме Шаталово близ Починка работали поляки. Следовательно, в донесении советского разведчика речь идет, вероятнее всего, о них. Дальнейший логический вывод, который нам остается сделать, состоит в том, что их отправкой в направлении Смоленска - Германии занималась одна из зондеркоманд АГ Б, находившихся тогда в Хиславичах.
Более вероятна из них, пожалуй, форкоманда "Смоленск", одна из тайлькоманд (взводов) которой 15 октября совершила акцию в Мстиславле, расстреляв и захоронив за одни сутки порядка 1000 чел.
Эта же форкоманда, по всей видимости, в период до 20 октября выполнила казнь пленных поляков, отправленных из Шаталова - Починка в направлении Смоленска - Германии, в Козьих горах.

Катынские заметки

Previous post Next post
Up