... в 1970-е гг., когда в ПНР еще не активизировалась "Солидарность", в странах народной демократии не было еще внутриполитических проблем, каждая страна строила у себя социализм, как его себе представляла и как умела. Все казалось достаточно благополучным, и дальнейшее развитие мировой системы социализма виделось только неуклонно вперед и вверх. Бытовала фактически своеобразная социалистическая раздробленность, хорошо известная по предыдущей мировой истории ранняя форма (прото)государств, развивавшихся в направлении к крепкому объединению, единому централизованному управлению (если угодно, к своего рода "единой фабрике"). Никакого грядущего краха системы не просматривалось. Но он наступил, и из этого к нынешнему времени было крайне необходимо вынести соответствующие уроки и сделать адекватные, методологически корректные выводы. Потому что падение мировой социалистической системы было системным явлением, а следовательно, первопричины падения строя в каждой стране были принципиально идентичными. Или, иначе, первопричина для всех была принципиально одна и та же. Здесь надо выявить главные моменты, как и второстепенные, заслуживающие обстоятельного разбора, а не ограничиваться анализом причин, имевших место в одном только СССР. Неполный анализ ведет к заведомо неверным результатам.
Суть дела простая. Социалистический патриотизм есть преданность ВСЕЙ социалистической системе = социалистическому отечеству, вновь образовавшемуся, или значительно разросшемуся по периферии СССР, по окончании Второй мировой войны, качественно новый этап борьбы пролетариата с буржуазией в мировом масштабе. Форма пролетарского интернационализма в определенных конкретно-исторических условиях. Победили в мировой войне, далее следовало победить в экономике и идеологии. Кругозор докладчика оказался не шире кругозора идеологов брежневской поры: социалистическое отечество, социалистический патриотизм - это СССР, страны народной демократии по отношению к нему нечто стороннее сбоку припеку. Так оно все позднее и посыпалось. Социалистический строй в СССР рухнул в самую последнюю очередь, после того как это произошло поочередно в странах почти всей мировой социалистической системы, поскольку строй Советского Союза оказался сравнительно прочнее строя в государствах народной демократии. Но если бы система оказалась адекватно сплоченной, этого не случилось бы, как показал успешный исторический опыт борьбы СССР с гитлеровским нашествием.
Нам теперь надо думать о будущем, извлекать уроки из ошибок, сделанных в прошлом. Что предпринимать и как действовать, чтобы создать надежную сплоченность мировой социалистической системы, когда получится воссоздать ее вновь. А без этого разговоры о социалистическом патриотизме попросту безнадежно устаревший и провалившийся с позором на исторической практике пустотреп. Догматическая архаика.