Jun 28, 2013 19:36
Мой родной факультет любят упрекать в том, что там готовят "не философов, а преподов". Думаю, это характерно не только для него - но и для любого философского образования. Пафос "учительства" как бы первородный грех самого генерирования философских текстов. То есть даже не так. Пафос "учительства" приводит к тому, что порождается не философский текст, а текст о философии. Конечно, текст о философии может быть годным и качественным, но это не сделает из него философский текст.
Какой же пафос может стать альтернативой "учительства"? Пафос ремесленника, создавания нового знания? Пафос натуралиста, следования мельчайшим изгибам реальности? Пафос инженера, как реконструирующего, так и конструирующего?
С ремесленничеством можно соотнести континентальную традицию, с пафосом натуралиста - аналитическую. Но под "учительством" я скорее имею ввиду нечто не входящее в рамки философских традиций - некий жест "омертвления" материала во имя его передачи грядущим поколениям, создание гербария, препарата. Можно было бы обвинить в этом пафосе Сократа, но я же не Ницще. Скорее это побочный эффект мировоззренческого значения философии - и поэтому тем более этот пафос нуждается в перестраивании, настройке в другом ключе - менее гуманистическом.