Оригинал взят у
olkan в
Смерть родительской правотыЧто-то такое внутренне важное для себя осознала.
Вот ребенок рождается, в религии говорят "он чист", в моем атеистическом мире я бы сказала - он целостен.
Он хочет быть любимым и он хочет быть собой.
Он подстраивается под родителей, под все требования, запреты, косые взгляды, поджатые губы, улыбки, поглаживания, похвалу, он сотрудничает - как может, чтобы быть любимым. Он абсолютно незащищен от нас, мы - поначалу - его мир.
И он хочет быть собой, найти себя, он начинает искать это с первого дня, плача, требуя, топая ногами, пробуя, исследуя, испытывая на прочность. Это - его единственная защита, чтобы стать собой, чтобы не стать просто бледной копией. И вот эти две силы - ломаться и гнуться, чтобы быть любимым, и протестовать и искать свое, чтобы быть собой - делают нас.
Вот мы маленькие, растем кое-как, впитываем и выстраиваем себе защиты от всех родительских химер, комплексов, автопилотов, теряя частички себя, чтобы быть любимыми, и протестуем, идем напролом, замолкаем, уходим, теряя любовь и обретая одиночество, чтобы быть собой. А потом мы вырастаем.
Не совсем найдя себя и не будучи до конца уверенными, что мы любимы такими, какие есть. Испуганные и не очень целостные.
И наши родители уже не имеют такой власти, но внутри нас остается их эхо, которое заставляет бояться сделать неправильно (если подумать, разве маленький ребенок боится сделать неправильно? Разве у него вообще есть этот разрез правильно-неправильно??), заставляет бояться одиночества, неприятия, косых взглядов, осуждения, заставляет подстраиваться под улыбки и похвалу, заставляет ломать отношения и бросать работы, чтобы отстоять себя, обижать и кусаться, когда этому так и не найденному "себя" угрожают.
И становимся родителями.
И все наши защиты от нелюбви, весь страх ее потерять, все наше ненайденное и раненое - выплескивается на нового маленького и целостного - чтобы крушить, ломать, подстраивать и бояться. Не потому что мы злые, глупые, и не любим своего ребенка. Просто потому что мы не выросли. Не нашли себя, и не научились любви. Но по паспорту 21, и ты в ответе сам за себя.
И вот что осозналось,
Мы растем. Мы не выросли. Мы хоть и по паспорту взрослые, но мы растем всю жизнь - ища себя, и ища любви и близости. Только уже в спарринге не родители, а партнер. А потом наши собственные дети.
Но детей нельзя родить обратно, что бы подождать, пока мы не станем совершенными.
И нет такого экзамена и такой бумажки, чтобы сказать - ты вот теперь мудрый и взрослый, и можешь получить во власть маленькое целостное зависимое существо, и не покалечить его в еще одного себя.
Ну нет совершенства, в принципе нет.
А что есть - это рост. Мы не выросли в 21, ни в 28, ни в 37. Мы в процессе. У него нет конца, но он сам по себе важен.
Просто родителей нам заменили другие люди.
И родителей заменили наши дети.
И мы растем, отталкиваясь от них.
Если принять, что мы растем, то можно ошибаться. И можно ломать. И проливать воображаемое картофельное пюре. И быть неидеальным, не самым умным, не единственно и окончательно правым. Так растут, на ошибках, пробах, осознаниях, на учебе, на труде, на любопытстве.
Только очень-очень важно тут быть честным. Насчет этого самого роста.
Мы не стали учителями с бамбуковой палкой в руке и единственным знанием, что хорошо нашим детям. Мы по прежнему учимся, как и они, только мы постарше, и больше синяков, и опыта.
Внутренне принять, что я еще не выросла, что эта моя задача и мой путь - расти и развиваться - дает какую-то внутреннюю скромность, что ли. Особенно к детям. Ты понимаешь, как им трудно, они только первоклашки, и ты понимаешь, что ты сам тоже пока что семиклассник, не боле. Точно - не бог. Хоть они тебя таким и считают.
И они набьют об тебя, семиклассника, свои шишки, и выстроят защиту от твоих глупостей, и будут так же стремиться тебе, старшему, угодить и понравиться.
Но мне кажется так важно-важно им донести, что ты с ними. Что ты тоже учишься, стараешься, и иногда не знаешь, как лучше. Что ты - такой же ученик. Старше, опытнее, властнее - но ты тоже в пути.
Что путь - не заканчивается с рождением ребенка обретением правоты.
Что путь - это не про правоту вовсе.
А про поиск себя, и про поиск любви.
И им можно показать, как идти.
Это не отменяет нашей взрослой ответственности принимать решения, отстаивать себя, строить жизнь. Это осознание просто сносит (у меня по крайней мере) нахрен весь этот пафос правоты, а раз ее нет и быть не может, то остается вместе расти, вместе учиться, вместе искать любовь и вместе искать себя.