Jul 26, 2013 16:05
НЬЮ-ЭЙДЖ тролли. Джулия Инграм.
"Ханна следовала идеям нью-эйдж многие годы. Она составляла натальные карты, работала с энергиями и думала, что она понимает что-то о мире. А потом ее 26-летний сын покончил с собой. Незадолго до этой трагедии (работники служб поддержки лиц, понесших утрату близкого, полагают, что это одна из самых тяжелых потерь для человека) она верила изречению: "На все есть причина”. Ханна говорит: "Больше я в это не верю, и я не верю, что понимаю что-либо о том, как устроен мир”.
"Когда люди говорили, что у смерти моего сына была какая-то причина, или что он отправился в лучший мир, или, хуже всего, что он сам выбрал смерть”, - говорит Ханна, - "Я чувствовала отвращение и ярость. Эти слова принижали смерть моего сына”
Они не только принижали значение смерти ее сына, эти фразы обесценивали ее потерю.
Опыт Ханны напомнил мне о подруге, которая пережила тяжелый период хронической усталости. Она пошла к главе своей "новой” церкви, надеясь получить небольшую помощь по хозяйству. Но сященнослужитель предложил ей менее практическую поддержку: он пообещал ей помочь разобраться в "уроках”, которым она должна научиться благодаря своей болезни. Моя подруга приползла домой и свалилась в постель, чувствуя себя одинокой и пристыженной.
За 36 лет работы психотерапевтом я видела много клиентов, ставших жертвами людей, описываемых Ханной и моей подругой. Я называю их троллями нью-эйджа - это те, кто, порой из лучших побуждений, повторяют предрассудки духовных движений, плохо понимая, насколько болезненными могут быть такие советы. Вот некоторые из их любимых высказываний:
- В жизни все не случайно.
- Никто не может причинить тебе вред без твоего согласия.
- Интересно, для чего ты позволил себе этим заболеть (это пережить).
- Это просто твоя карма.
- Несчастных случаев не бывает.
- Нет никаких жертв.
- Мы не совершаем ошибок.
Вариант подобного поведения можно заметить у людей, которые травят сами себя, обвиняя себя за то, что они стали жертвами преступлений, несчастных случаев, болезней и считают свои несчастья доказательствами собственных недостатков или духовных слабостей.
Я впервые использовала термин "нью-эйдж тролль” после посещения лекции в начале 90х. Лектор, популярный гуру духовного движения, цитировал излюбленную мантру нью-эйджа: "Мы создаем собственную реальность”. Одна из зрительниц откликнулась на это, рассказав, как она обучила этой идее свою 7-летнюю дочь. Девочка упала с нового велосипеда и ободрала коленку. Когда она в слезах вбежала в дом, мама велела ей сесть и подумать, как именно она создала это событие. К моему ужасу лектор возглавил аудиторию в коллективной овации этой женщине. Послание было усилено: даже детям нужно знать, что все, что происходит с ними, происходит по их вине.
Я подскочила и сказала: "Я думаю, девочке нужен был поцелуй и пластырь”. Когда я попробовала развернуть свою мысль, лектор срезал меня: "Вы новенькая?” - спросил он, и объяснил мне, как я неправа. Я села расстроенная и смущенная. Только позже я смогла ответить на его вопрос для себя: я не новенькая, но семилетняя девочка - новенькая. А этот самопровозглашенный гуру учил вере, а не фактам. Он затравил меня тем вечером и он поощрял остальных делать то же самое.
Я выбрала слово "тролль”, потому что травля - это вопрос власти. После трагедии в средней школе "Колумбайн” педагоги, представители полиции, терапевты начали обращать больше внимания на травлю. В основном, они работали со злобными издевательствами - сознательным и откровенным желанием причинить боль другому человеку. Такая травля наиболее разрушительна. Хотя я, конечно, видела примеры подобной жестокости в духовных кругах, я также говорю и о тех, кто внушает свои верования другим в подавляющей, догматической манере, даже если их советы и благонамеренны.
Конечно, вера в то, что мы влияем на свою реальность, может быть очень вдохновляющей для некоторых людей, в психологическом смысле она может помогать двигать горы. Мои клиенты, обладающие четкой уверенностью в том, что они отвечают за свою жизнь, лучше справляются с восстановлением от психологических травм, чем те, кто застрял в цикле стыда/вины (за себя или за других).
Классические труды по холистической терапии, такие как "Любовь, волшебство и игры в песочнице” Берни Сигел, "Спонтанное исцеление” Эндрю Вейла, демонстрируют ценность жизнеутверждающих убеждений для выздоровления. Невролог Дэвид Перлмуттер, автор книги "Зарядите свой мозг”, пишет: "Вера в то, что предстоящее будущее может быть изменено, ведет к статистически значимому улучшению”.
Несколько лет назад Ген Келсанг Лингпур, теперь постоянная преподавательница Буддистского центра Тара Махаяна в Тусоне, узнала, что больна лейкемией. В это время она была менеджером с католическими убеждениями. "Моей первой реакций”, - рассказывала она: "Была тоска. Я много плакала и спрашивала "Почему я?” Но потом я подумала, что у меня осталось только два года жизни, и я хочу, чтобы они прошли со смыслом”.
Ее поиск смысла привел ее к буддизму, что, в свою очередь, привело ее к вере в карму. "Я узнала, что все происходит из сознания”, - вспоминает она, -”Но не из этого сознания (она смеется и показывает на свою голову). Все, что происходит в этой жизни - прямой результат действий в предыдущей жизни”. Когда она приняла веру в то, что ее болезнь стала результатом ее действий в прежней жизни, она смогла, с помощью своего врача, исцелиться благодаря буддистским практикам.
Я спросила Ген Лингпур, применяет ли она свою веру в карму, когда она работает с больными раком. "Я никогда не говорю группе, что рак - это результат их действий в прошлой жизни”, - говорит она: "Я не знаю, верят ли они в это. Это было бы неуместно”.
Проводимая ею граница важна. В этом заключается причина, почему установки так часто не помогают. Обретение личной веры - это процесс. К кому-то может прийти внезапное озарение, а кому-то могут потребоваться годы работы и опыта, чтобы перейти от желания к убеждению. Действовать иначе было бы все равно, что открыть инструкцию по сборке на последней странице, пропуская все необходимые шаги. Если вы находитесь на первой странице восстановления после сексуального насилия в детстве, то, например, ранняя стадия восстановления заключается в том, чтобы противостоять распространенному убеждению в том, что вы как-то "вызвали” это насилие. Это убеждение не делает вас сильнее, оно происходит из само-обвинения или стыда. В моей терапевтической практике я не встречала никого, кто мог бы перешагнуть первую задачу - понять, что он не виноват. И иногда все, на что способны клиенты на ранних стадиях работы, это понять, что в насилии виноват, собственно, насильник.
Некоторые мои коллеги переживают, считая, что обвинения в адрес других задерживают клиентов в роли жертвы. Да, я не хочу, чтобы мои клиенты останавливались на этом, но это то, что они должны сделать с самого начала, это полезный шаг. Скажите уязвимому клиенту, что на свете не бывает жертв, и вы без вариантов утопите его в само-обвинении.
Обвиняя жертву
Многие люди автоматически и бессознательно обвиняют себя за то, что стали жертвами. Консультанты, работающие в приютах для женщин, пострадавших от семейного насилия или с жертвами изнасилований, знают, что это долгий и напряженный процесс для их клиентов - восстановить ощущение власти над своей жизнью. Будет предельно жестоко спрашивать замученную женщину, что она сделала для такого, чтобы прийти к такому результату или предположить, что она не является жертвой. Я предполагая, что большая часть моих читателей не совершили бы такой бестактности, но есть и более тонкие способы обвинять жертву.
Моя клиентка состояла в отношениях с мужчиной, который разделял ее религиозные убеждения. В начале нашей работы она описала их отношения в мистических терминах. Однако у нее были признаки тяжелого стресса, прямой результат попытки уживаться с его 11-летним сыном, который постоянно выкрикивал гадости в ее адрес.
Ее жалобы на неконтролируемое поведение мальчика и ее просьбы к партнеру помочь с его сыном встречали принебрежение. Он настаивал на том, что проблемы создавала ее реакция на ситуацию. Когда она говорила, что страдает из-за поведения ребенка, он отвечал: "Никто не может оскорбить тебя, если ты сама не хочешь оскорбиться”. Причиной самой тяжелой боли было то, что ее партнер не признавал ее действительность, не признавал ее проблем.
Я сказала, что это похоже на травлю в стиле нью-эйдж. Он не проявлял сочувствия к ее боли, он не прислушивался к ее жалобам или советам, и он винил ее за реакцию на детскую агрессию.
Как только она перестала винить себя за чувство досады и увидела, что проблема была не в том, что она не может справиться со всем, что бы ни делал ребенок, а в том, что партнер не принимает ее жалобы всерьез и не проявляет к ней сочувствия, она разорвала эти отношения. Теперь она могла изучить ситуацию согласно собственным убеждениям.
Я поощряю клиентов в том, чтобы они тщательно обдумывали убеждения, согласно которым нужно сохранять тяжелые отношения или работу, потому что "есть уроки, которые необходимо выучить”, так это может быть формой травли самого себя.
Почему нью-эйдж тролли так поступают
Нью-эйдж ттролли часто действуют из искреннего желания помочь. Это также может быть и защитой. Представьте друга, который только что перенес тяжелую утрату или кого-то, кто узнал о страшном диагнозе, кому вы хотите сказать что-то утешительное. Или кого-то, кто кажется, застрял в разрушительных отношениях, и вы хотите сказать что-то, что бы позволило ему сменить образ мыслей и вернуть себе контроль над своей жизнью. Проблема в то, что вы не знаете, как примут ваши слова. Если эти люди не разделяют ваших убеждений, ваш совет не поможет. Люди могут почувствовать, что вы обвиняете их или равнодушны к их чувствам.
"При обвинении или пристыживании жертвы”, - говорит Ген Лингпур о буддистской традиции: "Вы предполагаете, что человек знал о той карме, которую он создавал в прежней жизни, и что он знает о ней в настоящем. Но мы не знаем. Мы не может заранее узнать, ни какими будут результаты наших поступков, ни вспомнить, какие именно поступки в прежнем породили такой результат. Поэтому иногда возникают проблемы, когда кто-то в буддистской общине реагируют на чужие страдания фразой: "Это просто такая карма”. Подобным людям не хватает чувства сопереживания”.
С точки зрения психологии есть и другая причина обвинения жертв. Вики Шарп, специалист по работе с жертвами на протяжении 26 лет, объясняет это так: "Людям свойственно обвинять жертв, потому что это позволяет им чувствовать себя менее уязвимыми и более контролирующими. Женщина однажды ночью оставила окно открытым, мужчина залез в дом и изнасиловал ее. Ход мыслей таков: ее изнасиловали, потому что она что-то сделала не так. Она оставила окно открытым, а я так не сделаю, значит я в безопасности”.
Как правило, я не даю непрошеных советов, потому что я не в курсе чужих убеждений и слабостей. Конечно, я могу предложить совет в рамках терапевтической сессии или в кругу друзей, чьи верования и опыт схожи с моими.
Ген Лингпур согласна с этим. В качестве духовного наставника в буддистской общине она считает необходимым объяснять такие концепции как карма, когда она ведет среди учеников более глубокий курс и рассказывает о том, что не бывает ни жертв, ни случайностей. Но это также вопрос намерения, контекста и природы отношений. Духовные учения очень легко огрубить и злоупотребить ими.
Возможно, мы все могли бы поучиться у Будды, который, предположительно, сказал о вере следующее:
"Не верьте ничему, потому что это сказал мудрец. Не верьте ничему, потому что так принято. Не верьте ничему, потому что так написано. Не верьте ничему, потому что говорят, что это Божественно. Не верьте ничему, потому что в это верит кто-то другой. Верьте только в то, что вы сами признали верным”.
духовный рост