Условие успешной адаптации. Этапы социализации.

Jul 16, 2013 23:25

Оригинал взят у vetka0 в Семейное обучение. Часть 5.


Для начала давайте посмотрим в словарях определение.
Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Новым для ребенка является все, где у него нет опыта. А приспособление - это постепенный процесс, в результате которого ребенок познает правила по которым действует данный социум. Сначала он учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия. Да, да, адаптированный человек - это человек с набором автоматических привычек. Но что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие - безопасность.

Для того, чтобы стало это понятно, я приведу пример как ребенок познает и адаптируется к новому пространству, а потом мы эту же модель применим к социуму. Вот новорожденный, границы его тела неопределенны, он шар со ртом, пространства комнаты огромны, по сравнению с ограничивающими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это безопасная территория гнезда, а мама постоянная точка опоры, центр мира. По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность. Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А точкой опоры была мама. Безопасная мама. Когда мама выходила с ним на улицу, он внимательно осматривал все что видит с маминых рук, и маме и в голову не прейдет отпустить ползающего ребенка на проезжей части для изучения нового пространства. Просто потому, что оно небезопасно. Оно чужое и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать. Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься. И вот в какой-то прекрасный день он заявляет Я пойду гулять один на улицу. И мамаша, капая в воду флакон корвалола и хватаясь за сердце, стоит и смотрит в окно, как ее дитятко, сделав круг по двору, возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда места, которое для него является константой, началом координат. И мы, родители ничего специально не делаем для того, чтобы приучить его выживать в мегаполисе. Представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. А если уж совсем утрировать пример она несет его в заведомо опасные места, с пеной у рта доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин, и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд?
Согласна. Мы же просто живем и передвигаемся сами, и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок ЗАХОЧЕТ самостоятельности и пойдет осваивать мир, в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом, в безопасность. Мы не торопим его. И чем мобильнее семья, тем шире границы для ребенка.

Зачем я так долго это расписываю? Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию, как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому, что ребенок ХОЧЕТ жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Ничего не надо делать специально. Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации. У человека длинное детство, которое ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации, в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия.

• Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведущая. Ведущая роль матери в данном контексте заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и показывать адекватный выход из ситуации.

• С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут, внимание, он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать. Давайте введем как входные данные: есть свои, есть чужие. Свои - это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша. То есть ожидание принятия, доверия, веры, обратной связи и т. д. Есть чужие - это просто люди, которые во вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими. Свои это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это, по большей части, друзья и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа социально активные существа, и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели. Предвижу вопрос, если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу, а что, разве среди не бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает. Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое общество. Просто когда это свои, вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и то, чему он научится в данном обществе достойно подражания. А что делать, если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Высока вероятность того, что у родителей, страдающих социофобией, дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и школу или учатся дома.
• С 9 месяцев до 3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором родился. К трем годам у него достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу, опять же, в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность родителей - обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает, родители плохого не пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут происходит - правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.
• С 7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть тыл, а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать. Одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих чужих, и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле. Только при чем тут детский сад и школа? Но об этом я еще напишу.
Как можно научить ребенка плавать? Двумя способами. Первый бросить в середине реки, может, выплывет. И, кстати, многие выплывают. Второй - постепенно познакомить его с водной средой и взаимодействию с ней. Вам какой больше нравится?

анскулинг, социализация, дети

Previous post Next post
Up