Зацикленность на еде у детдомовцев

Dec 18, 2014 17:13

Давайте представим себе, как питался ребенок в детском доме и что он может думать о еде вообще.

Вот он еще совсем малыш, только родился и уже брошен. Еда для каждого малыша - это то же самое, что тепло, спокойствие, надежность. Он хочет этого постоянно, напоминая о себе криком и плачем. Приходит ли к нему еда по его требованию? Нет. Она сваливается среди пустоты, ни от куда, "с неба", в виде холодных рук, делающих механические движения. Еда льется слишком быстро, она может быть слишком горячей или уже остывшей, в зависимости от того, каким по очереди его кормят. Но она - это почти единственное, что происходит с ним в течение дня. Ребенок понимает, что он не может управлять чувством голода и своими желаниями. Он чувствует, что здесь от него ничего не зависит. Он постоянно напряжен и испытывает стресс, поэтому все кормления превращаются для него в соломинку, за которую можно ухватиться и хоть немного успокоиться. Маленький человек начинает зацикливаться на пище.

Малыш подрос. Он уже понял, что кричать бесполезно, поэтому кричал и агукал в разы меньше, чем домашние дети, а также в разы меньше сосал. Его рот словно "заморожен", мышцы не достаточно развиты, а его уже начинают приучать к кормлению с ложки и питью из чашки. Еда опять льется к нему слишком быстро. У него не хватает сил как-то контролировать этот процесс. У него не хватает времени почувствовать весь вкус и консистенцию пищи во рту.

Как кормят подрощенных малышей в доме ребенка?

Мальчика держат, зажав его голову рукой. Он не может посмотреть на еду, поэтому отрешенно смотрит перед собой. Таким образом он не получает никакого зрительного стимула в процессе еды. Он не видит еду, не трогает ее, не успевает прочувствовать ее языком, щеками, ртом. Надо ли говорить, насколько важно, даже взрослому человеку, иметь возможность насладиться внешним видом блюда, его цветом, текстурой, ароматом. У ребенка в доме ребенка нет этого шанса. Он не видит даже ложку и не может потянуться к ней на втречу, даже этой маленькой радости действия он не познал((( История продолждается - еда появляется сама по себе, она мимолетна, она не удовлетворяет в полной мере, а лишь дразнит. Зацикливанье на еде продолжается, усугубляясь сенсорными нарушениями - недоразвитием мышц рта, языка, зрительным голодом.
Ребенок подрос и начинает кушать сам, сидя за столиком с другими детками. Он видит, что всем достается одно и то же, в одно и то же время. Это продолжается изо дня в день и заставляет его думать, что еда это то, что без вариантов и отклонений бывает у всех и всегда, повторюсь, в одно и то же время и в одинаковом объеме. Ребенок никогда не видел, что кто-то может просто перекусить, стоя у холодильника, глазея в окно. Он не знает, что можно ходить по квартире с яблоком и в это же время играть в игрушки. Еда - это только еда. Она ни с чем не совмещена. Ни с разговорами, ни с игрой. Во время еды его мозг приучается заниматься только этим процессом, он еще больше "циклится" на пище.
Дальше можно не продолжать, наверное.

В результате мы имеем ребенка, который скорее всего будет
- испытывать серьезной пищевой голод, переходящий на все сенсорные уровни - зрительный, осязательный и обонятельный
- иметь недоразвитый жевательный аппарат, слабый глотательный рефлекс, иметь "замороженный" рот
- не знать о еде ничего - откуда она берется, сколько ее может быть, всегда ли она есть и пр.
- быть зацикленным на еде.

В итоге ребенок, попадая в семью, будет либо есть очень много и безразборчиво, либо кушать чрезвычайно мало и очень избирательно, потому что его рот, глаза и нос просто не готовы к такому объему новых ощущений. Но скорее всего, через какое-то время он будет демонстрировать противоположное поведение - то так, то так. Это вообще свойственно детдомовским детям, как свойственно и любым сенсорным нарушениям. Как только такие «качели» с едой начались - это знак, что ребенку уже гораздо лучше.
На этом видео можно посмотреть, как ест недавно усыновленная из Китая девочка-отказница 27 месяцев.
[ссылка-1]
Руки и язык не понимают, как положить еду внутрь рта, язык не умеет лизать, потому что не имел возможности этому научиться. Такой ребенок будет есть хорошо только с ложки, которую ему запихивают глубоко в рот. Но продолжение детдомовского стиля кормления отсрочит "выздоровление" ребенка, ведь рот, а значит и мозг, так и не смогут удовлетворить свой накопившейся пищевой голод.

Что нужно делать, чтобы снять это вечное пищевое напряжение у приемного ребенка?
Сейчас списком пойдут советы без привязки к какому-то возрасту. Родители сами смогут выбрать, что под силу сделать их ребенку.
Повторюсь, все плавно, без гнева и насилия.

2. "Разбить" детдомовскую схему приема пищи

- я думаю, что вначале ребенку любого возраста (даже до года) можно словами спокойно объяснить, что теперь он находится дома и дома правила приема пищи другие. И рассказать ему, как он может теперь делать. Например, я своему как мантру говорю - «ты можешь попросить попить воды, так все делают». Мой сын не чувствует жажды и не просит пить и после года дома.
- есть на улице
- перекусывать за игрой в детской комнате
- за общим столом не накладывать еду лично каждому в тарелку, а класть ее в большую емкость и ставить в центр стола, поощряя ребенка самому положить себе столько, сколько ему нужно. Желательно первое время сразу готовить побольше, потому что не только приемный ребенок, но и все остальные члены семьи от нововведения будут съедать больше обычного. Через неделю можно готовить прежнюю норму, но делить ее на две порции. Когда еда в большой емкости заканчивается, вы накладываете доп. порцию, создавая эффект «рога изобилия».
- часто предлагать попить просто воды, иногда для «успокоения» нужна обычная вода
- кормить друг друга, угощать друг друга и делиться едой, проговаривая «малыш угощает маму, как вкусноо и пр.»
- не ругать ребенка за пролитое молоко или разбросанную еду (его и без вас уже достаточно за это ругали, а эффекта нет)
- не ругать за наличие или отсутствие аппетита
- давать ребенку выбирать между обозначенными вами продуктами «ты будешь сок или компот?»

3. Ознакомить ребенка с миром еды

- водить ребенка по магазинам с едой. Если ему сложно и он устраивает истерики, делать очень короткие заходы. Ребенку это нужно.
- давать ему небольшой выбор. Не просто «давай купим, что ты хочешь», а «что ты хочешь - яблок или груш».
- привлекать ребенка к приготовлению пищи
- показыватье ему, что есть в холодильнике, даже если он сам не дает понять, что ему это интересно
- устраивать вылазки в кафе, проговаривая, что происходит
- играть в застолье, чаепитие, магазин, кухню

На фоне вышеописанной «терапии» нужно периодически предлагать новую еду и новую текстуру пищи. Для ребенка-обжоры можно устроить, например «праздник» риса, арбуза, сливы и прочее. Ему понравится такое повышенное внимание к пище.
Для ребенка-неедока, наоборот, новые вкусы и продукты надо вводить незаметно, без лишнего ажиотажа. Например, можно на хлеб (обычно его дети из системы любят) намазать клубничное пюре, воткнуть в него вареные рисинки и т.д.

Если ребенок отказывается от любой твердой пищи, то можно начать со сладкого. Ну какой ребенок устоит? Например, в шоколадный крем накрошить печенья, затем сделать еще один шаг - куски печенья сделать побольше, затем - уже на целое печенье намазать шоколадный крем..

Если на фоне достаточно хорошего питания, ребенок все равно плохо растет и плохо набирает в весе, то необходимо
- сдать кровь на гемоглобин
- проверить на дисбактериоз
- проверить на переносимость глютена (сам тест очень долгий, лучше - просто опытным путем исключить глютеновые продукты, скажем, на месяц и посмотреть на результат)
- проверить на непереносимость молочного белка
- это может быть связано с гормональной системой и некоторыми заболеваниями. В крайнем случае надо обратиться к врачу.

_________________________________________________
Фостермама о питании ребенка из ДД.

"И теперь самое время - поговорить о том, стОит ли ограничивать в еде приемного ребенка с избыточной массой тела и отсутствием чувства сытости: у меня никогда не было ребенка из системы, который бы не хомячил все, что оказывалось съедобного в обозримом пространстве. Картина рвоты от количества съеденного и попытки пойти есть непосредственно после этой самой рвоты - знакома мне не с одним ребенком. Да, это очень неприятно. Как и многое другое, что бывает с детьми, которые какое-то время провели одинокими. Но это - этап, за которым выздоровление возможно. А за постоянным ограничением - оно невозможно. Совершенно. Кроме того, что ребенок из системы боится остаться без еды глубинным страхом часто потому, что когда-то уже оставался - у него еще и нарушены отношения с собственным организмом. Его маленького никто не кормил "по требованию", у него никогда не было в доступности материнской груди. У него была бутылка в то время, когда сочли нужным его покормить. И если он в это время спал - то его будили и заставляли есть независимо от того, проснулся ли его организм для этого и наступило ли на его личных биологических часах время поесть. Технология возвращения ребенку права жить с собственным организмом в ладу - сложна и неприятна. Но она работает. И основа ее - долговременный опыт постоянной доступности еды, как бы ни казалось это странным. Вот только еда должна быть такой, чтобы ее можно было съесть много без особого вреда для организма - фрукты, салаты и ржаные сухарики. И у всей семьи на время возвращения приемному ребенку отношений с организмом не должно быть в доступности печенья, сладостей и сдобной выпечки. Дать "своему" ребенку печенюшку, а приемному ржаной сухарик со словами "а тебе нельзя" - преступление. И сказать что-нибудь вроде "а чего это мы должны из-за него страдать" - преступление. Потому, что, когда ребенок в семье заболевает диабетом, я не думаю, что родители кормят шоколадом у него на глазах другого ребенка, потому, что "чего это второму страдать". Я думаю, что в хорошей семье строят жизнь так, чтобы у больного малыша было как можно меньше поводов для растройства.
Кроме того, что в доступности должно быть всегда что-то съестное, нужно с пониманием отнестись к весьма вероятной привычке прятать что-о из еды в укромные уголки "по запас" (очень часто случается, и у малышей тоже, да).
Но самое основное - такому ребенку должно быть обеспечено пространство для движения - дома спортивный комплекс для детей, пространство в комнате для движения, ежедневные прогулки с возможностью побегать - полазить и.т.п., в чем ни в коем случае нельзя ограничивать и грамотный выбор места прогулки. То есть - не идем туда, где есть конструкции, потенциально опасные, устроенные для детей постарше, а выбираем в окрестностях подходящую по оборудованию площадку - и ходим туда до тех пор, пока ребенок не освоит все, что там есть.
Огорчу - в самом тяжелом случае у меня ушло полных 9 лет на восстановление отношений с организмом (ребенок был дома с 4 лет, чувство сытости появилось в 13 впервые, в 15 сформировалось очень разумное отношение и к еде и к другим потребностям).
Но ведь наша задача, кроме просто счастья жизни с ребенком - еще и дать ему возможность восстановить то, что сломало сиротство, не правда ли?"

Адаптация, Усыновление

Previous post Next post
Up