Закон об образовании

Jun 13, 2013 17:20

Мой коллега, Анатолий Букин, написал материал про грядущий закон об образовании. А я сижу и размышляю: какая жесть...  В смысле, не материал, а закон.
Привожу текст его статьи.
Ученье - свет... под звон монет.
Школа начинает массовую штамповку недоучек



Выступая в Госдуме, в ответ на требования депутатов уволить министра образования Дмитрия Ливанова, премьер Дмитрий Медведев веско ответил: «Министр не рубль, чтобы всем нравиться». Премьера легко понять: последовательнее надо быть, господа депутаты, ведь совсем недавно вы дружно утвердили Закон об образовании, созданный ведомством ныне опального министра Ливанова.

Этот документ отменяет 52 прежних закона, 14 постановлений Президиума Верховных советов СССР и РСФСР и 78 отдельных законодательных статей - всё, что принято с 1973 года по 2011 год. Могучий документ! Он вступает в силу с начала ближайшего учебного года, и с 1 сентября по нему - как с чистого листа - станут жить вузовские преподаватели, воспитатели детских садов, школьные учителя, дети и их родители. Остались считанные каникулярные недели, и самое время нам, родителям, внимательно ознакомиться с документом.

Я штудировал текст Закона, продираясь через тавтологические дебри типа «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности…». Читая, размышлял: текст писали бывшие школьные троечники или кто-то намеренно туманит нам мозги? Наконец решил - специально. Взять хотя бы такую малозаметную деталь - вместо привычного сочетания «образовательное учреждение» в тексте появилось «образовательная организация». Велика ли зарница? А неважно. Главное, что изменилось официальное название. Значит, школам, детским садам и внешкольным учреждениям придётся переписывать свои Уставы. А под это дело в них легко можно ввести все те новации, которые несёт в себе новый закон.

Что же нового содержится в документе? Первые шесть десятков статей можно спокойно пропустить - в них повествуется, как совершенна отечественная образовательная система. Насколько она хороша, все мы знаем. А дальше начинается разговор на тему: «Кто будет за всё платить?». Вообще-то государственное финансирование системы образования во всех нормальных странах является едва ли не важнейшей задачей. Не только потому, что образование обеспечивает будущее страны. Эта отрасль к тому же - одна из самых доходных. Прагматичные американцы посчитали, что каждый вложенный в образование доллар даёт пятикратную прибыль. Прямая выгода. Но наши государственные умы рассудили иначе: платить за всё должен потребитель. Иначе говоря, родители учеников.

В статье 65 читаем: «Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми», при этом «За присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и её размер…». То есть, сколько захотят, столько запросят - никаких ограничений. Статья 66 (пункты 7 и 8) тоже о деньгах: в школах «могут быть созданы условия для… осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня» Доброе дело, но за это «учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и её размер…». Иными словами, за то, что ребёнок посещает «продлёнку», родителям тоже придётся платить. Сколько, решать будет учредитель.

Теперь об учёбе. Статья 99 сообщает: «Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются… в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)…» Стандарт среднего образования предполагает изучение дисциплин из пяти предметных областей. 1. Филология (либо интегрированный курс «русская словесность», либо «русский язык и литература» на профильном или базовом уровне). 2. Общественные науки: либо «обществознание» (интегрированный уровень), либо - на выбор - «история», «география»», «экономика», «право». 3. Математика, при желании вместе с ней может быть выбрана информатика. 4. Иностранный язык. 5. Естественные науки: или «естествознание» (интегрированный уровень), или на выбор «физика», «химия», «биология».

Из этого нехитрого набора ученик должен выбрать один или два предмета в каждой предметной области на любом предложенном уровне. Выбор, прямо сказать, небогатый. Интегрированный уровень, это - галопом по Европам. Базовый - самое общее представление о предмете. Профильный - углублённый (по нынешним понятиям) или просто нормальный (по старым советским меркам). При этом стандарт предусматривает обязательное изучение трёх предметов: «Россия в мире», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».Всего же обязательных учебных дисциплин девять. Но три места уже заняты, и на пять предметных областей остаётся только шесть мест. Это значит, что какой-нибудь предмет ты знать не будешь - либо биологию, либо физику. Можешь отказаться от географии или химии. Выбор свободный.

В любом случае Конституция не нарушена: бесплатно учить будут всех - так, как фонвизинского Митрофанушку, Школа начнет массовую штамповку недоучек. А если вы, уважаемые родители, желаете, чтобы ваш ребёнок понимал устройство Вселенной, разбирался в музыке, живописи, литературе, то есть, рос образованным и культурным человеком, вот вам статья 101: школы «…вправе осуществлять за счёт средств физических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием…». Платите и обрящете знания! Нет денет? Ну, так пусть ваш ребёнок живет в уверенности, что Земля плоская, путает Австрию с Австралией и Гоголя с Нобелем.

Мощным заключительным аккордом в этой законодательной рапсодии звучит положение статьи 100 о высшей школе: «За счёт ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения… из расчёта не менее чем 800 студентов на каждые 10000 человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет» Это означает, что, независимо от числа мест в вузе, только одному из двенадцати абитуриентов светит стать «бюджетником». Что ж, как говорится, пусть победит сильнейший. Только скандальные результаты ЕГЭ последних лет говорят о том, что побеждает отнюдь не тот, кто умнее и грамотней. За примерами далеко ходить не надо: в прошлом году лучше всех сдали экзамен по русскому языку выпускники, для кого государственный язык лишь второй родной. По некоторым сведениям, сдача одного экзамена в Дагестане, например, стоит 50-60 тысяч рублей. А в этом году лучшие результаты показали дети чиновников из Ставрополья. Эти ребятки сдавали экзамен по липовым справкам из больницы - досрочно, то есть, отдельно от основной массы выпускников. Механика процесса вам понятна? Такие «отличники» и получают преимущественную возможность занять бюджетные места в вузах. Легко представить, какими специалистами они станут.

Подытоживая, можно сказать, что школа перестаёт быть центром просвещения, средоточием знания. Она становится «организацией, оказывающей услуги» - вроде турбюро, швейной или сапожной мастерской. Учение ведётся под шелест купюр и звон монет, и звуки эти разносятся всё громче.
Статья на сайте газеты: http://oka-info.ru/news/article/17793/full

учеба, жесть, россия, история, статьи

Previous post Next post
Up