А.Дворкин о романе Э.Бронте "Грозовой перевал"

Jul 30, 2015 17:55

из книги "Letters from a War Zone"
источник http://a-dworkin-ru.livejournal.com/11320.html

"...Несмотря на это, ее творение, Хитклиф, оказался настолько завораживающим и был так превратно понят как романтический герой, что авторское неприятие жестокости и насилия Хитклифа осталось незамеченным или было посчитано неискренним. В конце концов, разве женщины не пишут любовные истории и не предаются мечтам о физически жестоких героях? Как она вообще могла бы создать его, если бы не любила? - вопрос, который задают только когда речь идет о женщине-писательнице, которой полагается обретать вдохновение в любовных страстях, а не в знании; руководствоваться дешевой романтикой, а не аналитической проницательностью, подобно скальпелю вскрывающей нутро социального угнетения.

Уже в самом повествовании Бронте предостерегает читательниц против неправильного прочтения образа Хитклифа. Изабелла, его жена, играет роль плохой читательницы, что само по себе является блестящим ироничным политическим намеком. Плохая читательница - это сентиментальная читательница любовных романов, когда жизнь, любовь и искусство требуют конфронтации с политикой власти. Плохая читательница романтизирует садиста и считает насильника, абьюзера, мучителя романтическим героем. Видит в нем страдальца, несмотря на наглядные свидетельства того, что это он заставляет страдать других. Хитклифф, говоря об Изабелле, дает описание плохой читательницы:
«Она бросила их [свою семью и друзей] в самообольщении… вообразив, будто я романтический герой, и ожидая безграничной снисходительности от моей рыцарской преданности. Едва ли я могу считать ее человеком в здравом уме - так упрямо верит она в свое фантастическое представление обо мне и всем поведением старается угодить этому вымышленному герою, столь ей любезному».
Она состоит в самых что ни на есть заурядных отношениях с этим человеком: наивная девица, влюбившаяся в аутсайдера - таинственного мужчину, мрачного и задумчивого, страдающего и чувствительного. Она выходит за него замуж - и будет банальностью сказать, что мужья бывают жестоки к своим женам. Изабелла - самая обычная женщина, такая же, как многие из нас: приученная неправильно понимать мужчин, воспитанная в неведении о значении доминирования и секса, бунтующая против общепринятой мудрости - социальных условностей - своей семьи. Опасный мужчина - путь тех из нас, чье незнание жизни перемешано с бунтом.

Презрение Хитклифа к Изабелле отличается поразительной проницательностью - на этот раз, проницательностью моральной. Она видела его жестокость - видела, как он издевался над ее собакой - и позволила ему сделать это. «… Никакое зверство не претило ей,» - говорит Хитклиф, - «… лишь бы ничто не грозило ее собственной драгоценной особе».

Именно эта изначальная аморальность женственной любви - желание стать исключением в насилии - нехватка совести остановить жестокость по отношению к другим, лишь бы только самой не стать его жертвой - подчеркивает значение женственности: в ней нет места человеческой порядочности, нет целостности, нет чести.

Мучения собаки описаны дважды - один раз Нелли, которая обнаруживает ее, повешенную и едва живую, и успевает спасти; и второй раз Хитклифом, который описывает беззащитность собачки и просьбы Изабеллы, умоляющей пожалеть ее, но в конечном счете ничего не делающей для ее спасения - потому что она решила, что Хитклиф хочет повесить «всех и каждого, кто принадлежит ее дому, за исключением одного существа, - возможно, она приняла оговорку на свой счет». Этим исключением, разумеется, была Кэти, жена Эдгара.

Но за этот эмоциональный пшик, за это придуманное расположение, делающее ее исключением из тотальной ненависти ко всей ее семье и друзьям, она была готова наблюдать мучения и медленную смерть своей собаки и не сделать ничего, чтобы спасти ее. Это и есть моральная несостоятельность, совершенно обычная для влюбленных женщин, которые пожертвуют всем ради того, чтобы стать исключением. И в этом все дело: отсутствие чести является неотъемлемой частью парадигмы женственности; особенно женственности влюбленной женщины."

Мысли, Социализация, Книги, Рост женского самосознания

Previous post Next post
Up