Беспилотник на воздушной подушке

Jul 13, 2014 21:26

Оригинал взят у zzaharr в Беспилотник на воздушной подушке
Оригинал взят у zzaharr в Беспилотник на воздушной подушке



За минувшие несколько дней по первым полосам информ-агентств пронесся просто шквал сообщений о новом российском беспилотнике. За основу взят официальны пресс-релиз корпорации "РосТех", а в качестве медийного контента несколько фотографий модели данного аппарата. Пользуясь возможностью, решил лично взглянуть на это чудо прогресса, а заодно и и поговорить с создателями.


Для начала позволю процитировать всего одну фразу с сайта корпорации; «... «Чирок» является нашей инициативной разработкой. У самолета нет аналогов в мире, беспилотники на воздушной подушке серийно не выпускаются. При изготовлении нового беспилотного аппарата использовались российские ноу-хау, причем это касается как материалов, так и конструкции...», - рассказал генеральный директор «Объединенной приборостроительной корпорации» АЛЕКСАНДР ЯКУНИН.
Их" инициативность" оставим на их же совести, но если пролистать фотоархивы МАКСа, то можно обнаружить этого "Чирка" аж в 2007 году. И причем не масштабную модель, а вполне себе полноразмерный экземпляр.



А если еще дольше рыться в истории, то можно выйти на данные аж 1999 года. Тогда руководство фирмы-разработчика самолета "Чирок" (ОКБ "Пегас") и НПО "Технология" пытались найти хоть кого-то с деньгами, что бы запустить этот самолет в серийное производство, но безуспешно. В дальнейшем в качестве разработчика этого транспортного средства выступало уже ООО "Кулон-2" и ОАО «МНИРТИ». Был построен демонстрационный прототип, а также испытано основное шасси самолета - воздушная подушка с надувным баллонным ограждением и струйно-щелевым уплотнением. Совместно с учёными и специалистами «НИИ эластомерных материалов и изделий» и «НИИ полимерных химических волокон» впервые в России был разработан уникальный двумерно растяжимый композиционный материал, из которого изготавливаются мембраны надувного, убираемого в полёте, ограждения ШВП.

На видео хорошо видно, как работает подушка.

image Click to view






Тогда же, в начале 2000-х была изготовлена и аэродинамическая модель "Чирка". Каждая звездочка на фюзеляже, это сто продувок в аэродинамической трубе, голубая звездочка означает сотню испытаний в гидробассейне. По словам представителей разработчиков на стенде, испытания полностью заявленные характеристика самолета:

Длина разбега - не более 100 м
Максимальная высота полёта - 6.000 м
Крейсерская скорость - 250 км/ч (макс - 350 км/ч)
Длительность полёта - 10-12 часов
Полезная нагрузка - до 275 кг
Особенно поразило аэродинамическое качество модели - при всей жабообразности фюзеляжа оно достигает 17 единиц.




Основная "фишка" этого самолета - ШВП (шасси на воздушной подушке). Воздушная подушка реализована с помощью уникальной мембраны, масса которой составляет 16 кг при толщине около 2 мм. С помощью специального центробежного вентилятора эта мембрана раздуватся и приобретает форму тора с давлением внутри до 100 кг на квадратный метр - именно так осуществляются взлёт и посадка. После отрыва от земли  в  процессе набора высоты вентилятор выключается, а мембрана как бы прилипает к днищу аппарата. Отбор мощности осуществляется от левого двигателя (ROTAX 100 л.с.).



Так, как тормозить этому самолету нечем, конструкторы применили реверсивные винты и поместили заднее V-образное оперение в воздушные потоки от винтов.


По идее ШВП создает отдельный класс летательных аппаратов - внеаэродромного базирования. Так, для взлета "Чирка" подойдет любая стометровая поляна, болото, пустыри или пашня с кочками и пеньками высотой до 20 см. и с метровыми ямами.



В заключении еще немного ТТХ. Размах крыла у БПЛА «Чирок» составляет 10 метров, максимальная взлетная масса - до 700 килограммов, а предельный вес полезной нагрузки - 300 килограммов. На борт он может брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также осуществлять транспортировку высокоточного оружия. Аппарат способен подняться на высоту до 6 тысяч метров, а дальность его полета составляет до 2500 километров.

Начальник отделения беспилотных летательных аппаратов МНИИРТИ Алексей Смирнов заявляет, что данная разработка уникальна и не имеет аналогов в мире, в истории отечественной авиации попыток применить ШВП была масса, но это уже отдельная и занимательная история.

УТ-2 на воздушной подушке 1942 г.





Еще о самолетах с нетрадиционным шасси читайте в посте AKOYA. Везде на крыльях

Спасибо за внимание.

Технологии, Россия

Previous post Next post
Up