Станция Невская Дубровка

Feb 15, 2022 18:55

Всем доброго времени суток! Прошлым постом я завершил серию прогулок по промышленным городским железным дорогам, а с этого поста я начну серию про железки, которые располагаются вне городской суеты, где на заднем плане не будет высотных панелек и гор мусора, а будет больше деревьев, рек, травы и загородного умиротворения.
Особенно приятно будет посмотреть на теплые летние фотографии в холодный зимний период. Готовы? Тогда пойдём гулять!

1. Сегодняшнюю прогулку я начну не на локации, а по пути к ней. Сначала я думал сделать отдельный пост про это место, но решил, что особой популярностью он пользоваться не будет, в сети и так полно различных постов про музеи с военной тематикой, а я же хотел показать насыщенность этого района области историческими объектами и задать посту определённую атмосферу. Но это не исключает достоинств этого музея таких как: задумка, наполнение, архитектура и местоположение. Кроме него я дальше сделаю еще пару остановок по пути на нашу сегодняшнюю станцию, т.к. есть, что рассказать и тем более показать.
Итак музей! Называется он музейно-мемориальный комплекс - Прорыв. Находится он на Мурманском шоссе, прямо у Ладожского моста. Место выбрано не случайно, именно здесь разворачивалось одно из переломных событий второй мировой и самое, наверно, важное событие в жизни Ленинграда во время войны, а именно прорыв блокады. Открыт он был 7 мая 1985 года и на тот момент представлял из себя только диораму, которую разместили в насыпи Ладожского моста, интересная задумка и очень лаконичное исполнение, без помпезности и чрезмерной парадности. Билет я уже купил, но следующую группу будут запускать только через 30 минут, давайте пройдемся по комплексу и посмотрим, что тут есть еще.





2. Прямо перед диорамой установлено несколько танков. Ближайший к нам, с надписью Ленинградец, это тяжелый танк КВ-1. Танк был выпущен на Кировском заводе в 41 году, в 42 году он затонул в Неве, тут недалеко. Подняли его в 2007 году. За ним торчит ствол танка БТ-5, далее под ногами девочки в розовой кофточке танк Т-26, который вмещал в себя экипаж из 3 человек! Как?! Потом виден еще один КВ-1С, где С означает скоростной. Тоже участвовал в обороне Ленинграда и был найден в болотах под Кировском. Последний экспонат также имеет индекс КВ, тоже был поднят со дна Невы и после реставрации поставлен здесь. Между двумя последними громадинами спрятался малыш Т-38, плавающий танк производства завода №37 Москвы. Экипаж состоял из двух человек, оснащался пулеметом калибра 7,62 мм. Судьба у него такая же, как у соседей, участвовал в обороне Ленинграда и затонул в Неве, подняли его в 2005 году. Интересно, сколько всего еще хранит дно Невы... За танками можно увидеть уже новый корпус музея, который был открыт в 2018 году, туда я тоже загляну и покажу, что внутри.



3. Пройдя дальше можно найти различные огневые точки вперемешку с противотанковыми надолбами.



4. В глубине музейного комплекса есть территория, где можно пострелять из оружия, посидеть в землянке и примерить военную форму, так сказать окунуться в военную бытность.



5. В стороне от землянок и звуков выстрелов, гуляя, я наткнулся на очаровательный, заболоченный пруд. Но подходит время экскурсии, пора возвращаться.



6. На стене комплекса размещена карта обороны Ленинграда.



7. Ожидая приглашения внутрь, я начал разглядывать барельефы на дверях комплекса, на них показаны моменты из военной и блокадной жизни города. Каждая картинка сделана с максимальной точность и вниманием к мелочам. Видно, что художник (наверно так правильно называть создателя) с уважением и скрупулёзностью подходил к своей работе. Обидно только, что среди всех посетителей, только я их разглядывал, остальные просто топтались у входа и смотрели в экраны телефонов.



8. И вот я внутри. Нам раздали картонки, чтобы можно было сесть на пол и очень приятная девушка экскурсовод начала рассказ. На диораме показан момент из операции Искра, что проводилась в этом районе области в январе 1943 года и благодаря которой была прорвана блокада Ленинграда. Я думаю кому интересно почитать про саму операцию, могут это сделать здесь , я же расскажу про диораму. Размер её 40 на 8 метров, художники работали над ней более 3 лет. Изначально диораму создавали в кинозале Нахимовского училища, но позже её переправили в один из торговых залов магазина Океан. При работе над диорамой использовали подлинные вещи, даже рельсы узкоколейки настоящие (в кадр не попали), а консультировали создателей участники тех ужасных событий.  За нашими спинами есть еще экспозиция различных вещей, которые нашли в этих местах после войны. Экскурсия не затянута, интересна и познавательна.



9. До второй экскурсии, уже в новый корпус у меня было немного времени и я решил прогуляться в сторону Невы и посмотреть, что интересного есть тут. На берегу стоит танк-памятник танкистам, что форсировали реку в январе 43. Это тот самый легендарный Т-34, только уже послевоенного выпуска.



10. За танком обустроен некий спуск к воде со скамейками. Ну вот зачем тут этот забор?! Какую функцию он выполняет? Отсюда открывается отличный вид на Ладожский мост. По мосту проходит Мурманское шоссе, это первый по течению мост Невы. Строился он с 1978 по 1983 год. Разводная часть у него самая дальняя от нас, а общая длина моста 655 метров. Кстати, весь музей расположен внутри развязки между Мурманским шоссе и Бетонкой, дорогой А-120, про которую я уже рассказывал в прошлых постах тут и тут



11. Немного в стороне от танка Т-34 установлен еще один памятник прорыву блокады - Свеча памяти. На заднем плане видна стрела крана какого-то судна, скорее всего оно используется для очистки дна.



12. За новым корпусом музея я увидел еще целую грядку танков, но на этот раз уже послевоенных. По порядку Т-55м, Т-62М, Т-72 и Т-80. У меня возник резонный вопрос, а они то тут причем? Вообще на территории комплекса можно посмотреть еще множество пушек, ДОТов и т.д., все показывать не буду.



13. Наконец-то нас пригласили внутрь. Сначала на больших проекторах рассказывают про блокаду, войну и другие важные события того времени, а дальше нас организованной толпой провели по объемной диораме, где ты смотришь не с одной стороны, а как бы ходишь среди воссозданной ситуации. Здесь так же показан один из моментов операции Искра. Как нам рассказал экскурсовод, здесь также практически все вещи оригинальные.



14. Сделано все очень правдоподобно.



15. В центре макета даже поместился танк, а под потолком настоящий самолет. Когда мы на всё это насмотрелись, экскурсовод нажимает волшебную кнопку и макет оживает, гаснет свет, включается звук, становится слышно и самолет, и танк и крики красноармейцев, то там, то здесь видны вспышки от взрывов.



16. Землянка на поле боя выглядит очень реалистично. Интересно, но пора двигаться дальше.



17. По пути я еще остановился у платформы Черная речка. Здесь вдоль всё той же бетонки сохранилось несколько ДОТов, которые входили в Чернореченский оборонительный узел. Создан он был в июне-июле 42 года для обороны этого стратегически важного клочка земли, здесь пересекались железная дорога из Ленинграда в сторону Невы, автомобильная дорога в поселок имени Морозова и ЖД мост через Черную речку. В кадре сборный железобетонный артиллерийский ДОТ. Вид в сторону Невы и станции Невская Дубровка.



18. Платформа Черная речка. Была открыта в 1926 году, до середины девяностых была намного длиннее, под 10-ти вагонный состав, теперь же готова принять пассажиров только с двух вагонов. Вид в сторону станции Петрокрепость.



19. Немного в стороне от переезда я нашел еще два ДОТа. Первый предназначался под установку пушки 76,2 мм.



20. Второй для пулемета. До 2019 года были в оригинальном состоянии, после их "отреставрировали" и закрыли вход решетками. По мне, это конечно не реставрация, а превращение исторического объекта в ничем не примечательный объект у дороги. И речь сейчас не про эти идиотские наклейки, люди у нас дикие и в большинстве своем не понимают, что делать можно, а что нельзя, выживают как могут, а про то, как их отреставрировали. Их облили светлым бетоном и отшлифовали. Не выглядит теперь это как военный ДОТ времён второй мировой, а больше напоминает канализационный оголовок. У обычного обывателя не возникнет желания тут остановиться и изучить строение, оно не привлекает взгляд, в нем нет духа истории. Хоть бы стенд какой-нибудь рядом разместили.



21. После ДОТов я прогулялся до железнодорожного моста.



22. Так, еще одна Черная речка в мою коллекцию. Кстати, забыл на это обратить внимание, но возле музея тоже протекала речка Черная))) Этих черных речек в нашей стране, как людей с фамилией Ким в Корее.
Мост этот уже новодел, был построен в начале 2000-х, старый мост располагался немного левее, поэтому путь в этом месте имеет такой изгиб, и слева видны столбы старой контактной сети.



23. Красивые летние пейзажи! Здесь я немного задержался, посидев на краю моста.



24. Но пора ехать на станцию. Навигатор меня повел короткой дорогой, через лесную грунтовку и несмотря на плохое покрытие и обилие ям в начале пути, потом я от этой дороги получил огромное наслаждение, да и еще по пути я нашел несколько интересных объектов.



25. С обеих сторон от дороги, даже из движущейся машины, видны следы войны. Вокруг всё в окопах.



26. Они здесь повсюду и понятно почему, с 41 по 43 года тут проходил край обороны Ленинграда.



27. Несколько раз по дороге мне попадались такие конструкции. Кто знает, что это?



28. В какой-то момент я выехал из леса на большую поляну, прямо у дороги я увидел высокий крест и решил остановиться посмотреть. Поляна представляет из себя большой мемориал по погибшим в этой местности воинам. Крест был тут установлен местным лесником и сварен из железнодорожных рельс, сделал он так, потому что он находится в глухом лесу и такой вариант показался создателю максимально антивандальным, но получилось очень интересно. На рельсах клеймо к.м.к. им. Сталина, это завод в городе Кузнецк, Кемеровской области. Завод работает и сейчас. Рельсы уже послевоенного производства. Продолжу железнодорожную тему, в метрах 200 за моей спиной проходит железная дорога и на ней есть платформа со странным названием Теплобетонная, открыта она была в 1932 году. Откуда такое название? Вокруг, кроме лесов и этого мемориала, ничего нет, многие электрички даже проезжают эту платформу без остановки. Нашел вполне логичное объяснение названию, что с этой платформы на работу приезжали строители Дубровской ТЭЦ, что находится на другом берегу Невы, а дальше по льду зимой или на плав средствах летом они попадали на стройку. А Теплобетонная, потому что из бетона строили ТЭЦ, а зимой его надо было прогревать.



29. Мемориал представляет из себя основное захоронение, то что на фото и множество небольших, которые тут появились уже в другое время.
Есть как могилы неизвестных солдат, так и известных личностей. Одна из них это бывшая могила Гарькового Александра Дмитриевича, который погиб в этом месте 29 октября 41 года. Имел две награды орден красного знамени и орден Ленина за заслуги во время финской войны. В его часть названа улица в Санкт-Петербурге. После войны уже был перезахоронен, но место гибели оставили в истории.



30. Рядом с мемориалом есть еще одна огневая точка, но её внешний вид оригинальный и, согласитесь, больше притягивает взгляды и больше хочется её изучать, чем те оголовки у дороги.



31. С другой стороны дороги поисковыми отрядами было найдено огромное захоронение советских солдат, всего в братской могиле покоилось 1625 красноармейцев! На месте захоронения установили крест.



32. Дальше на моем пути был местный небольшой пляж на берегу Невы. Прогулка моя проходила в последний жаркий летний день 21 года, жара стояла невыносимая, больше 30 градусов, мне очень хотелось искупаться, но отсутствие плавок конечно меня притормозило. Всю прогулку я жалел, что не взял этот элемент летнего гардероба с собой.



33. Наконец-то в кадре появляются рельсы, а это значит, что мы доехали до станции. Вид в сторону платформы Теплобетонная и такая бесполезная в эту жару табличка, о месте выгрузки снега.



34. Здесь у жд переезда с уютным домиком смотрителя я начну свою прогулку по станции. Переезд оснащен шлагбаумами и сигнализацией.



35. Возле домика есть свой мостик через ручей, а за домиком уютный заросший прудик. Вот бы на пенсии тут работать... Сидишь себе в коморке, смотришь сериал След, вокруг свежий воздух и тишина, в пруд закинута удочка на карасика, мимо проезжают изредка поезда... Дзен!



36. Вид в обратную сторону. Светофоры все рабочие, стрелки только ручные. Значит в домике сидит не просто дежурный по переезду, а дежурный-стрелочник.



37. Станция Невская Дубровка была открыта в 1929 году, это конечная станция линии Мельничный Ручей - Невская Дубровка. Была электрифицирована в 1967 году. Представляет из себя четыре пути. Крайний правый путь без контактной сети. Главный путь второй справа.



38. Поднимемся на платформу и осмотрим станцию.



39. Вид в сторону северной горловины. Недавно тут поменяли шпалы. Жаль, что не успел погулять здесь до этого события. Бетонные шпалы портят всю красоту и романтику таких отдаленных станций.



40. Железная дорога делит поселок на две части. Слева исторический центр поселка с центральной площадью, многоквартирными домами, набережной и скверами. Поселение в этом месте существовало еще в 15 веке, позже оно разрослось на оба берега Невы. На правом берегу поселок назывался Большая Дубровка и насчитывал к 1885 году 32 двора, а на левом соответственно Малая с 27 дворами. Большая Дубровка находилась на небольшой речке Дубравка, поэтому и такое название. К началу 20 века поселок разросся уже на 4 самостоятельных поселения: Выборгская Дубровка (бывшая Большая), Московская Дубровка (бывшая Малая), Дубровка и Новый поселок. Последние два появились на карте вместе со строительством здесь деревообрабатывающего завода (дата окончания строительства 1912 г) и бумажной фабрики (дата окончания строительства 1916г), по сути это были рабочие поселки. В 1911 году Дубровку и Новый поселок объединяют в один и дают нынешнее название. Население всех трех Дубровок до войны составляло более 21 тысячи человек. Поселки имели свою школу, детский сад, училище, клуб, даже фонтан был.  Понятно почему сюда проложили железную дорогу, которая в будущем сыграет ключевую роль в истории страны.



41. Я думаю всем известно такое название как Невский Пятачок, это небольшая площадь земли, примерно километр на 500 метров на левом берегу Невы, где с 41 по 43 год шли самые ожесточенные бои по сдерживанию немецких войск от полного захвата левого берега Невы и дальнейшего уменьшения блокадного кольца вокруг Ленинграда. Отсюда, со стороны Невской Дубровки на другой берег на Невский Пятачок переправлялись наши солдаты и техника, вся территория обоих поселков была под постоянным шквалистым огнем. Благодаря огневой поддержке и активным боевым действиям в районе Невского Пятачка, 18 января 1943 года удалось прорвать блокаду Ленинграда. Не буду здесь в подробностях рассказывать о тех печальных временах, можете все узнать здесь самостоятельно. Кто еще не понял, Невский Пятачок это был поселок Московская Дубровка, от которого после войны ничего не осталось, так же как и от Выборгской Дубровки. В Невской Дубровке сохранилось только здание телеграфа, всё остальное превратилось в руины, как и оба завода. Станция тоже сильно пострадала, но её постоянно ремонтировали, т.к. это была главная артерия по поставке вооружения, медикаментов и провизии к линии обороны. На фотографии та часть поселка, что за железной дорогой, тут только частные дома.



42. После войны решили восстанавливать только поселок Невская Дубровка. В 1946 году на месте бывших фабрик начали строить новый завод для выпуска щитовых домов, а также деревянных строительных материалов. Некоторое время он был самый крупный на северо-западе. Для проживания рабочих быстро построили бараки, открыли школу, интернат, а в 1959 году огромный дом культуры в сталинском стиле. Сейчас это поселок городского типа, который очень стремительно развивается и становится таким же уютным, как и был до войны. В поселке есть своя набережная, музей, множество памятников и монументов, строятся новые малоэтажные дома, рядом есть несколько новых коттеджных поселков. Кому интересно здесь могут посмотреть отчет о прогулке по поселку, отчет не мой. Здание в кадре это вокзал, на данный момент закрыт.



43. Тупик крайнего левого пути. Сюда следуют электрички с Финляндского вокзала, так же до поселка можно доехать на маршрутке, а до середины 80 годов и на речном транспорте, на набережной была пристань. Примечательно, что сейчас её восстановили, возможно скоро сюда опять можно будет попасть водным транспортом. Сейчас население посёлка составляет почти 7,5 тысяч жителей.



44. Южная горловина станции. Крайний правый путь используется для грузовой работы, шпалы тут поменяли намного раньше, чем на остальных путях.



45. Продолжение главного пути представляет из себя уже подъездной путь.



46. Здание бывшей котельной детского дома с очень красивой трубой, сейчас тут располагается строительный магазин.



47. А это уже виднеется тот самый завод, благодаря которому, поселок опять появился на картах страны.



48. Ох, как же жарко было тогда гулять, конечно температура больше 30 градусов в Питере- это уже чрезвычайная ситуация. Я уже очень хотел уйти в тень деревьев, которую видно впереди. От главного пути, который продолжается прямо, отходит стрелка налево. Пройдемся сначала туда.



49. Рельсы на главном пути.



50. Обернемся и посмотрим с этой стороны на станцию. Светофор горит красным.



51. Сразу за поворотом рельсы раздваиваются, пересекают дорогу и прячутся за воротами завода. Накат хоть и не сильный, но на обоих путях присутствует.



52. Сейчас это завод Невский ламинат, производят различные МДФ и ДСП плиты, мебельные фасады и другие изделия из дерева. Читал много отзывов, что от него дурно пахнет, но или ветер в этот день дул в другую сторону, или это враки,но я дышал рядом с ним свежим воздухом. По сравнению с советским временем, сейчас завод подусох в размерах, большая часть территории не используется, но если верить сайту, в действующих цехах установлено современное европейское оборудование и предприятие планирует развиваться и дальше. Переезд никак не регулируется.



53. Взгляд обратно, возвращаемся на станцию.



54. За время прогулки до завода, на станцию прибыла электричка.



55. Далее на главном пути остатки стрелки, и отчетливо видны шпалы уходящие куда-то в лес.



56. Дальше шпалы упираются в асфальт. Тут когда-то был переезд и путь уходил дальше в лес. Это мы сейчас исследуем бывший разворотный треугольник для паровозов, станция же конечная. Такой же я уже показывал на другой конечной станции Ириновского направления Ладожское озеро.



57. После асфальтной дороги бывшая железная дорога представляет из себя грунтовку, в которой изредка попадаются шпалы.



58. Потом грунтовка превратилась в тропинку. Дальше прохода не будет, это тупик разворотного треугольника. Наконец-то тенёк!



59. Разворачиваемся на 180 градусов и отчетливо наблюдаем обе просеки, где раньше пыхтели паровозы.



60. Продолжаем изучать второй катет этого равнобедренного треугольника. Здесь балласт уже подкопали, а шпалы аккуратно сложили сбоку. Один я обратил внимание, что шпалы очень хорошо выглядят? Интересно, когда их укладывали? Должны были сразу после войны, но не могли же они так сохраниться...



61. Препятствие на моём пути, пришлось перебираться на другой берег по бревну.



62. Эта часть пути заросла более сильно. Там дальше уже выходим на шоссе, что пересекало наш путь ранее.



63. Вот мы и на твердом асфальте. Слева хорошо просматривается просека от железной дороги. За моей спиной, за кустами продолжение главного пути. Давайте на него вернемся.



64. Электричка все ждёт пассажиров, а мы идем дальше по главному пути.



65. После разобранной стрелки путь начал зарастать, видимо его используют, как вытяжной тупик, буквально несколько десятков метров. В траве не видно, но тут спрятался сбрасывающий башмак.



66. Переезд пока еще не закатали в асфальт. Слева забор завода.



67. Сейчас у меня за окном горы снега, холод, а смотришь на эти фотографии, вспоминаешь прогулку и то удовольствие, которое испытываешь в этот момент, и становится тепло на душе.



68. Еще одна стрелка в траве, путь уходит влево. Пройдемся по нему.



69. Но перед этим посмотрим в сторону станции.



70. Справа появляется еще один забор ДСПшного завода.



71. Этот путь заброшен очень давно, деревья уже высотой метров 7-8.



72. Справа видна стена одного из цехов завода. Скорее всего уже заброшенный.



73. Дальше путь уходит за ворота. Прямо перед ними вырос настоящий сосновый лес. Хоть железку тут и не используют, но шум производства здесь стоит отчетливый.



74. Возвращаемся на главный путь. Сразу после стрелки рельсы исчезают, как и частично шпалы.



75. Перед воротами завода рельсы сохранились.



76. Шуршим по траве дальше. Примерно в этом месте ранее примыкал путь с разворотного треугольника.



77. Дальше я вышел на площадку, которую используют под стоянку. Здесь травы меньше и можно разглядеть шпалы. На заднем плане новое производственное здание на территории завода, но оно уже не относится к нему.



78. Это судостроительная верфь Гриззли. Компания строит лодки, катера, яхты и обслуживает их. Стильный вход в современное предприятие.



79. Здесь когда-то ходили поезда. Вид в сторону станции.



80. Слева какое-то промышленное здание с очень любопытным охранником. Вроде как мебельное производство, но я видел на территории какие-то ящики, не очень они вяжутся с мебелью. А еще мне очень нравятся такие старые промышленные конструкции.



81. Дальше о железной дороге уже ничего не напоминает.



82. Слева все также тянется забор завода и путь проходил вдоль него.



83. Дорога эта тупиковая и ведёт в деревню Пески, о которой впервые упоминается в конце 18 века. Сейчас очень активно застраивается дачами.



84. Путь наш вел на дальнюю часть завода, где располагается подстанция и очистные сооружения. Никаких следов железки сейчас обнаружить не получилось, но скорее всего на месте этой вставки в заборе ранее были ворота, за которыми путь продолжался до самого конца заводской территории.



На этом разрешите откланяться. Спасибо за внимание.

Дата прогулки 27.07.2021

железная дорога, история, ЖД, прогулка, заброшенная железная дорога, завод, подъездной путь, Ленинградская область, Дорога Жизни

Previous post Next post
Up