Всем доброго времени суток!
Как это обычно у меня бывает, долго планируешь прогулку по какому-нибудь объекту и либо нет времени, либо появляется идея чего-то более интересного, но потом видишь новость и понимаешь, что пора! Вот таким пинком для меня стала новость о закрытии и сносе завода Трубосталь. Еще один из долгожителей промышленности Петербурга пал под натиском нашей прогрессивной экономики. Из этой новости следовало одно, что подъездной путь к заводу скоро разберут и надо его запечатлеть для истории. Наверно это будет очередной исторический пост о последних днях жизни железной дороги.
Прогулку мы начинаем стоя на пешеходном мосту над станцией Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Мост этот, хоть и узенький, но далеко не маленький,305 метров. С него открываются отличные виды на многие достопримечательности станции. На фото вокзал платформы Фарфоровская. Построен был еще до революции, ориентировочно в 1910 году. На месте нынешней платформы в 1879 был телеграфный пост, а платформа тут появилась в 1893 году и имела название Фарфоровский пост. Почему Фарфоровский? Благодаря рабочему поселку от Императорского фарфорового завода, который расположен недалеко от подъездного пути, по которому мы скоро пройдем. Остатки же поселка и сейчас можно увидеть в деревьях за станцией, там еще сохранились деревянные дома начала 20 века.
Ниже фотография платформы Фарфоровский пост начала 20 века. Платформа деревянная, а на заднем плане виден свежепостроенный Цимбаленский путепровод. Далее мы его еще увидим на фото.
Некоторые виды станции. Ближе к нам территория ПЧ-10, что отчетливо видно на воротах. Это вид в сторону Москвы.
А это вид в сторону Питера. На заднем плане виден тот самый путепровод. Интересно, если бы его не построили при царе и так бы получилось, что и при СССР тоже, сколько бы миллиардов потребовалось сейчас на него, сколько лет бы это все согласовывали и потом строили... И самое главное, простоял бы он более 100 лет?
Вкратце расскажу про саму станцию. Открыта она была в 1879 году и это была самая первая в России сортировочная станция. Изначально включала в себя 48 сортировочных путей, сейчас их уже более 70. Станция очень большая, одна из самых крупных в России. В длину более 8 километров. Вид в сторону Москвы.
Пути над которыми мы проходим, ведут к вагоноремонтному депо №5. Вид в сторону Питера.
По другую сторону моста видно здание вагоноремонтного депо. Древние цистерны, редко такие можно увидеть.
Пути уходящие в депо.
Бывшая цистерна.Сейчас используется как емкость подо что-то. Здание рядом-котельная.
С моста есть отдельный спуск по лестнице к вагоноремонтному депо. Здание справа Локомотивно-эксплуатационное депо СПб Финляндский.
На обрезанных путях в виде памятника стоят ВЛ10-107 и ТУ3-001. ВЛ в полностью комплектном состоянии, а вот ТУ3 совсем печальный... Могли бы и подшаманить его...
Сбоку видно, что внутренностей не осталось.
Вид в сторону Москвы. Путь,который убегает влево за кусты,и есть подъездной к заводу Трубосталь, он-то нас и интересует.
На станции бурлит жизнь. Тепловозы таскают вагоны с одного пути на другой, бригады ремонтников, что-то колупают у стрелки, вдалеке виден пар от паровоза, который помогает своим младшим братьям. Особенно,конечно,тут колоритно ночью в свете прожекторов. Надо будет сюда как-нибудь заехать теплой летней ночью. Ладно, можно тут стоять вечно, но нам пора двигаться дальше. Спускаемся с моста.
Мы уже на земле и подходим к стрелке, от которой начинается наш подъездной.
Обернемся назад. Вот он 305 метровый герой, по которому мы ходили только что.
Последняя стрелка. Прямо уходит путь на площадку для разгрузки щебня, а мы пошли налево.
Накат на рельсах очень приличный! Это радует, значит пока еще подъездной функционирует.
Шум станции остается позади, а мы уходим в тихую, уютную атмосферу городских подъездных путей. Кстати, данный путь проложили в 1881 году! Здесь уже 138 лет стучат колеса поездов!
На фото переезд через Белевский проспект. Сигнализация присутствует, знаки висят,шлагбаума нет. За переездом виднеются вагоны. До завода еще далеко, значит тут есть еще пользователи железкой.
Еще раз посмотрим назад.
И вот мы уже перешли проспект и оказались у первой стрелки. Слева начинается небольшая промзона в границах квартала. Многочисленные арендаторы и небольшие производства. Когда-то здесь был ремонтно-механический завод номер 12. По опыту могу сказать, что к навесу, где стоят паллеты, точно подходила железная дорога. Скоро мы это проверим... На путях, которые уходят правее,стоят рефрижераторные вагоны и к ним вплотную примыкает парковка для фур.
Накат присутствует на обоих путях, но на правом немного более сильный.
Светофор спит... В этот момент по станции проехал паровоз. Не успел запечатлеть. Их тут часто используют в работе, чтобы не застоялись...
Не совсем понял, что тут происходит... С одной стороны, похоже, что вагоны разгружают в фуры или наоборот, почему-то вагоны только рефрижераторы... Может быть, их тут загружают льдом? Именно так и описано это место на карте. В общем, вопрос остается открытым, но по накату ясно, что работы тут происходят частенько. При мне несколько человек, что-то ремонтировали в тележке одного из вагонов.
Я был прав. Вот железнодорожные ворота на территорию складов. Давно ими не пользовались...
Ручная стрелка в рабочем состоянии.
Вид в обратную сторону. Видно, что на стрелке проводились ремонтные работы.
Путь,на котором стоят вагоны,тупиковый и очень короткий. На асфальте видны упоры для колес фур.
Вот так заканчивается правый путь. Слева от нас,буквально в десятке метров,берег Белевского карьера. Ранее этот карьер назывался Карьер императорского фарфорового завода. Вообще фарфоровый завод наложил отпечаток на многие названия в этом районе. В этом карьере добывали песок для нужд завода.
Двигаемся дальше. Мы сейчас уходим в глубину района, который называется Невская застава. Название произошло от сторожевой заставы, которая располагалась ближе к центру города. Этот район города издавна был очень промышленным, тут множество заводов, производств и промзон. В связи с чем, через район проложено большое количество подъездных путей. Попробую в будущем вам их все показать.
Так,неспеша и вкушая романтику промышленных железных дорог,мы почти дошли до переезда с улицей Седова. Светофор перед переездом еще работает. Недолго ему осталось светить. Так же видна сбрасывающая стрелка.
Это место уже ближе. Машина в кадре двигается по улице Седова. За ней возвышаются корпуса завода Вена.
Переезд во всей красе. Шлагбаумы отсутствуют,но дорожные знаки и световая сигнализация еще на месте и в полном рабочем состоянии.
Улица Седова наверно единственная дорога в городе, которую пересекают 4 подъездных пути!!! Наш город становится все менее промышленным и скоро на один переезд на этой улице станет меньше. В центре фотографии ворота, через которые составы более ста лет попадали на территорию заводов.
Вид в обратную сторону. Серое здание- это компания Балткотломаш, которая занимается прокладкой и монтажом коммуникаций. Походу,именно этим они и занимаются перед главным входом.
Мы дошли до финальной точки нашей прогулки. Попасть на территорию не получилось, расскажу и по-максимуму покажу, куда же шел этот подъездной. Слева за светофором корпус завода Гигровата. Существует он с 1931 года. Железную дорогу это производство не использовало. Сейчас работают в полном объеме. В кадр же попала территория пивоваренного завода Вена. Заводик этот,хоть и не большой, но с очень интересной и обширной историей. Поведаю я вам ее вкратце. Основан он был в 1872 году. Одним из соучредителей была Австрийская компания Liesinger Brauerei, в честь столицы и назвали марку Вена. Основатели не пожалели деньги на оборудование и уже через 10 лет марку пива Вена отлично знали в Европе, где ее награждали на всевозможных выставках. В те времена пенный напиток был полностью натуральный и вкусовые качества сильно зависели от того,из чего его варят. Вена получила серьезное преимущество перед конкурентами благодаря своему расположению. Забор воды производился прямо из Невы, а так как в 19 веке на этом месте и выше по течению никаких крупных предприятий не было, воду завод получал чистейшую. До 1889 года завод активно развивался, пока его не выкупил более крупный завод Клинкин, после чего производство свернули и сделали из корпусов завода склады для готовой продукции. Так продолжалось до 1914г.,когда из-за начавшейся первой мировой завод забрали для нужд армии и разместили здесь автобазу. Новая жизнь у завода началась в 1922 году, когда тут возобновили пивоварение. Завод быстро набирал обороты вплоть до 1941 года, когда война опять остановила работу, в этот раз на территории разместили склады продовольствия. Одна из причин, почему завод всегда забирали для нужд военных, это наличие железной дороги. После войны пенный напиток опять полился рекой! К 1977 году объем выпускаемой продукции составил 88 млн. литров пива в год! К этому моменту завод опять потерял независимость и вошел в состав пивзавода Степан Разин. Свободу завод получил в 1986 году, а в начале 90-х его приватизировали. В современных экономических реалиях заводу было тяжело, но на плову держался и в 1994 году Вену покупает финский бренд Синебрюхов( я думаю все пили или по крайней мере видели голубые баночки с этим напитком). С приходом Финов завод в очередной раз очень серьезно модернизируют и вкладывают порядка 100 миллионов долларов за пять лет! И вложения себя окупают! Начинается экспорт продукции в Европу и США! Завод выходит на мощность 120 миллионов литров в год! И получает международную премию "лучшее пиво в мире 1998 года"!!! В 1999 году Синебрюхов покупает компания Carlsberg и завод становится их собственностью. За два года владения, новые собственники увеличили объем выпускаемой продукции в два раза! Следующие шесть лет завод часто менял владельца, но это были юридические нюансы, которые не влияли на производство янтарного напитка. Пока в 2005 году не началось объединение с пивоваренной компанией Балтика. Так под брендом Балтика завод выпускал продукцию до 2009 года. В этот год руководство решило, что содержать еще один завод в одном городе слишком накладно и закрыли его. Современное оборудование продали в Европу, а на территории разместили склад готовой продукции и начали сдавать площади в аренду. Насколько получилось найти информацию, какое-то время на заводе еще варилось пиво, благодаря небольшой частной фирме. На момент похода, территория завода закрыта и охраняется. Здесь множество разных арендаторов. Как удалось узнать у охраны, последний раз поезд на территорию заезжал несколько месяцев назад. В данный момент земля тут продана и скоро начнется снос исторического производства. Падёт и этот ветеран Петербургской промышленности. Что касается железной дороги, сразу за воротами идет путевое развитие. Тупиковый путь отходит влево к складам, а основной пересекает весь внутренний двор и ныряет на территорию уже другого завода.
Из всех построек на этой территории сохранят только административное здание завода Вена. Оно на фото. Исторические цеха, котельная и кирпичная труба пойдут под снос.
На данной фотографии современный цех завода, так же не подлежит сохранению. Почему его нельзя перепрофилировать под спортивный центр или выставочный зал?!
На фото вид с обратной стороны, тут мы уже видим светофор в фас. Самое интересное, а именно завод Трубосталь, посмотреть и запечатлеть так же не удалось. Как я уже говорил ранее, территория закрыта, да и в момент прогулки завод активно сносили. Расскажу немного его историю. Завод был основан в 1896 году. И является первым заводом по производству труб в России! После революции в 1918 году был национализирован и временно закрыт до 1923 года. После второго рождения быстро набрал обороты и стал одним из главных поставщиков своей продукции на территории СССР. Следующий перерыв в работе пришелся на годы блокады Ленинграда 41-44 года. На территории завода даже есть памятник павшим работникам в годы войны (интересно, его тоже сровняли с землей?). Завод без каких-либо изменений проработал до 1992 года, когда его приватизировали и дали нынешнее название ОАО "Трубосталь". Но, как показывает история, ужасные 90-ые завод не погубили, он остался на плаву и активно развивался. Пока уже в 2000-х годах завод не выкупила компания "Комтех". Но и они завод сразу не закрыли, а продолжили дело наших отцов. А вот с середины нулевых началась чехарда. Прибыль от производства никому не нужна, тем более в масштабе времени, а вот получить разом круглую сумму это в стиле современной России. Так землю, на которой он находится,начали готовить под продажу, но возник один нюанс, как и у любого крупного производства времен СССР, на территории был построен большой бункер гражданской обороны. А это сооружение принадлежит государству, а именно МЧС. Для получения земли в собственность надо было избавиться от бункера и руководство начало его активно разрушать,и по прошествии времени бункер смогли вывезти из под ведения МЧС ,как находившийся в аварийном состоянии. Для получения максимальной прибыли, завод тогда же заложили под какие-то кредиты сторонним инвесторам, после чего объявили банкротом, закрыли, а землю продали под застройку, заранее переведя в разряд для жилищного строительства. Но вишенка на тортике сегодняшней прогулки и всего повествования это заводская узкоколейная железная дорога! Единственная промышленная в Санкт-Петербурге!
Ниже фотография с сайта trainpix (оригинал фото
https://trainpix.org/photo/207285), где это УЖД еще существует и даже запечатлены два тепловоза ТУ8. Обратите внимание на старинную брусчатку вдоль путей. Всего у завода было 4 тепловоза. Сама железка очень коротенькая, от крайних точек всего 430 метров, но с обширным путевым развитием. Так как завод был очень закрытый, мало кто смог попасть на эту интереснейшую железку и запечатлеть ее, но один из счастливчиков это Сергей Болашенко. Этот человек сделал многое для сохранения в истории узкоколейных железных дорог России и эту историческую ветку он посетил. Не буду пересказывать его поездку и фотографии, просто оставлю ссылку. Там много интересного
http://infojd.ru/02/trubostal.html и
http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html . Еще раз Сергей, Вам большое спасибо!
И в качестве последнего фото размещаю одно из зданий завода Трубосталь. Его так же не включили в список исторических охраняемых строений, поэтому его ждет такая же участь, как все остальное. На данный момент трубный завод сровняли с землей, полностью уничтожив железную дорогу и все строения прошлого, а то и позапрошлого века, завод Вена только готовят к сносу. Никак не могу понять почему градозащитники не вступились за единственную УЖД в городе! Почему это пространство не перепрофелировали в арт объект или музей. Долго размышлял по итогу этого похода, но понял, что как-то противно даже про это думать... Поэтому скажу коротко словами Михаила Ломоносова: "Народ не помнящий своего прошлого, не имеет будущего".
Всем добра! Встретимся на следующей железной дороге!
Дата похода 22.08.2018.
Благодарю автора этого поста за разрешение использовать его фотографии
https://giper.livejournal.com/166295.htmlТак же выражаю благодарность Сергею Болашенко
http://infojd.ru/ . Покупайте его книги!