Промышленная станция Бадаевская.

Jun 11, 2018 16:33

Приветствую тебя, мой читатель! Давненько я ничего не выкладывал сюда, а материала накопилось. Сегодня мы заглянем на промышленную станцию Бадаевская. Уверен, что большинство жителей нашего прекрасного города не сможет ответить на вопрос: где находится станция Бадаевская? Кто-нибудь, может быть, вспомнит про Бадаевские склады и попробует привязать одно к другому... Кто- нибудь может будет ее искать на картах, размещённых в электричках, но не найдет. А между прочим, каждый, кто хоть раз проезжал по Лиговскому проспекту, видел железнодорожный переезд, который и находится на перегоне к нашей сегодняшней героине. И да, это не опечатка, далее Вы увидите именно перегон, а не подъездные пути, но обо всем по порядку.





Поход мы начинаем на станции "Волковская". На фото вид на станцию. Крайние слева пути и есть начало перегона "Волковская" - "Бадаевская".



Разворачиваемся и смотрим в сторону перегона. Направо уходят подъездные пути на склады у Лиговского проспекта, возле ул. Расстанной. Их в данный момент активно сносят и будут строить очередной "Муравейник" для ипотечников. Так же от этих подъездных путей питаются склады и производства, которые находятся справа от нас. Левее за забором видна территория, где находится восстановительный поезд 4001.



Вид в сторону "Волковской". Маневровый светофор №3 светит красным. Слева за забором видны склады, которые обслуживает уходящий в сторону путь.



Посмотрим, из чего состоит восстановительный поезд и что это такое. Восстановительный поезд - это специальный состав, предназначенный для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера. Первый вагон, который выглядывает из-за забора, скорее всего предназначается для перевозки людей или возможно в нем хранится инвентарь и оборудование.



Давно не обновляли подвижной состав.



Дальше видно два бывших пассажирских вагона и еще один деревянный крытый вагон, который очень похож на первый.



Не очень понял надписи на вагоне. Построен  в 1990 году, а ниже стоит дата 1988г. К чему она относится...


Так же на территории стоят платформы с бульдозерами, погрузчиками и железнодорожные краны. Но не будем здесь долго задерживаться, тем более что территория закрыта и подробностей не разглядеть.



Тем временем мы ушли со станции "Волковская" и перед нами открывается вид на сразу два перегона. Первый это два левых пути, это перегон "Волковская" - "Цветочная". На станцию "Цветочная" мы как-нибудь вернемся, когда я буду рассказывать про пути, которые раньше вели к Варшавскому вокзалу. Они начинались именно от этой станции.
Крайний правый путь, это перегон к "Бадаевской". Позже по фотографиям Вы заметите, что это скорее подъездные пути, но т.к. станция принадлежит Октябрьской железной дороге, то этот аппендикс носит гордое наименование перегон. Так же мы видим 3 путепровода. Ближайший к нам соединяет контейнерный терминал с товарной стацией Витебского вокзала. Следующий путепровод это витебское направление. А третий это Витебский проспект.



Поднявшись на путепровод Витебского направления я встретил электричку ЭР2Т - 7173. Пропустив трудягу в сторону вокзала, я начал осматривать окрестности.



Вид в сторону "Волковской", панораму станции увы закрывает путепровод на товарную станцию Витебского вокзала. Как хорошо видно на фото, накат на интересующих нас путях есть и это радует.



Вид в другую сторону более интересный. Вдалеке видно как наш перегон ныряет в заросли промзоны, а пути на "Цветочную" убегают левее. Так же на фотографии можно увидеть опоры еще одного путепровода. Это артефакт истории. Мы можем наблюдать опоры Царскосельской железной дороги! Первой общественной железной дороги России!!! Построена была в 1837 году! Соединяла Санкт-Петербург и Царское село. Вообще современные пути от Витебского вокзала до Павловска и есть бывшая императорская дорога. Изначально имела ширину колеи 1829мм.  Данные опоры относятся к так называемому "третьему пути" или "Императорскому пути". В 1900 году царскоселькая дорога была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и перешита на колею 1524мм. В этот же год указом императора начал строиться дополнительный третий путь, который и обслуживал царскую семью. Эксплуатация третьего пути закончилась, как не сложно догадаться, после революции. Перевозить стало некого. Снятые рельсы использовали для нужд заводов и фабрик. В этом месте примерно до 30 годов была платформа "Воздухоплавательный парк".



Вид на насыпь "третьего пути" в сторону Витебского вокзала.



И аллея из деревьев в сторону Царского села.



Пока я погружался в историю, в сторону вокзала промчался ТЭП70БС - 298.



Спустившись обратно и пройдя немного дальше, слева можно заметить исторический артефакт! Это опора железнодорожного моста, который соединял Витебское направление и станцию Цветочная. Это соединительная ветка появилась в конце 19 века и просуществовала, до середины 50 годов прошлого века. Мост тогда пересекал не наш перегон, его еще и в задумках не было, а соединительную ветку между Варшавским направлением и станцией Волковской. Эта ветка так круто не ныряла вправо, а шла немного левее. Мы еще побываем на этой исторической ветке и посмотрим ,что от нее осталось ближе к концу рассказа.  Наш же перегон, появился на картах в 1917 году.



Справа в кустах еще одна опора исторического моста.



Уходим вглубь квартала. Вокруг деревья, птички поют, в кустах кучка мужиков отдыхает с бутылочкой. Хорошо. А мы почти в центре города.



Вот впереди показался тот самый переезд на Лиговском проспекте. Исторически на этом месте никакого проспекта не было. Тут проходил Лиговский канал, который питал фонтаны в летнем саду. Канал начинался у реки Лиги, от этого и Лиговский канал и Лиговский проспект. Канал был засыпан перед самой революцией в 15-16 годах. На фото видны два светофора, первый перед переездом, второй по сути входящий на станцию.



Всю жизнь живу в Питере, но ни разу не застал этот переезд закрытым. Автоматических шлагбаумов нет, видать такую оживленную магистраль перекрывают в ручную. Сразу за дорогой можно увидеть будку дежурного, но она уже давно никому не нужна. Раньше, когда станция работала в полную силу, тут сидел дежурный, да и шлагбаумы я думаю были автоматические.



За переездом можно увидеть немного жутковатое здание. Это ЗАО "Аист", ранее "Мыловаренный завод им. Карпова" а именно один из его корпусов по производству химии. Опять минутка истории) ЗАО "АИСТ" это один из крупнейших в России заводов по производству бытовой химии и мыла. Был основан в 1845 году. Какое-то время на заводе работал Менделеев. Во время войны завод так же продолжал работать и производил необходимые фронту мыло и химию. Интересный факт: визитной карточкой завода было мраморное мыло (бело-голубое), которое выпускалось глыбами по 135 пудов (более 2 тонн). Затем его резали на куски (по 400 грамм) и заворачивали в тройную обертку (белая бумага, фольга, сверху голубая бумага) с этикеткой, изображающей фабричную марку «Жука-скарабея». Вскоре «Мраморное» мыло с изображением маленького жука-скарабея (герб Жукова) стало известным и популярным по всей России. А на Нижегородской выставке в 1896 г. завод получил право ставить на своей продукции клеймо - двуглавого орла, который был наивысшим знаком качества того времени.



Домик дежурного по переезду.



Справа за забором видна труба котельной завода и один из корпусов. Очень люблю эту советскую архитектуру, когда целую стену промышленного здания делали из стеклянных плиток.



Тот же самый корпус по производству стиральных порошков. Всегда, когда вижу такие сооружения, вспоминается клип певицы Линды про ворону. Очень атмосферное место.



Пути уходят все левее, а справа тянется забор завода.



Вот впереди показалась улица Черниговская. Наш перегон пересекает дорогу под углом и дальше сразу начинается станция Бадаевская. Если присмотреться, можно увидеть впереди пути, которые уходят на завод АИСТ.



Мы сейчас находимся на стрелке, от которой начинается подъездной путь на завод АИСТ. Сразу за переездом уже Бадаевская.



Поворачиваем голову на 180 градусов и вот железнодорожные ворота завода. На территории стоят вагоны. Табличка гласит, что подъездные пути заканчиваются у ворот, уж очень они короткие. Как я узнал позже, гуляя по станции, этот завод единственное предприятие, которое сейчас использует этот перегон и саму станцию. На самом заводе насколько удалось узнать, путевого развития нет, сразу за вагонами тупик. Так же, что любопытно, мыловаренный завод был первым предприятием в этом промышленном уголке города, к которому проложили железную дорогу. Получается, он и последний из действующих.



Так стрелка и ответвление на завод выглядят в обратную сторону.



Ручная стрелка. Автоматизация до сюда не дошла. На заднем плане магазин Лента, он был построен на месте одного из корпусов Хладокомбината №1, о котором я расскажу позже.



Улица Черниговская. Начинается около улицы Киевской и упирается в Московский проспект. С этой тихой и не сильно известной улицей у меня связаны теплые воспоминания. Во времена студенчества в нашем городе начало активно зарождаться такое направление автоспорта как уличные гонки,  и я, как человек фанатеющий и увлекающийся автомобилями, никак не мог пройти мимо. Спросите, а причем тут эта улица, а на ней проходили те самые заезды. Старт был ближе к улице Киевской, примерно, где заканчиваются склады по левой стороне. Там в самом начале улицы был еще один железнодорожный переезд, те пути шли с территории Бадаевский складов, которые находились слева, где  сейчас забор и заканчивались тупиком прямо возле Витебского проспекта. А финиш был примерно на месте переезда, на котором мы стоим. Справа вдоль завода стояли зрители, а слева была парковка машин. Атмосфера была незабываемая. В те теплые, летние ночи нам мешали наслаждаться моментом только две вещи: первая это сотрудники ГИБДД, которые бывало наведывались и разгоняли нашу веселую шайку, а вторая вещь это ужасный запах, который частенько доносился с территории завода.



Около переезда остатки будки дежурного.



Вид на переезд и на химический завод уже с территории станции.



Знакомьтесь, станция Бадаевская. Это наверно самая зеленая станция, что я видел. Я думаю такого места в нашем городе больше нет, чтобы большая железнодорожная станция находилась в самом центре города. Пути возле переезда недавно ремонтировались, положили новые жб шпалы. Дальше будет еще несколько таких мест. Вопрос, зачем? Станция полумертвая... Самые внимательные заметят рельса в правом углу фото, это бывшие подъездные пути к Бадаевским складам. Так же от этих путей питались масложировой комбинат и центральная ТЭЦ.



Сначала пройдемся по ним, а потом уже заглянем на станцию. Пути сразу же ныряют в густо растущие кусты и начинается путевое развитие. Одна железка делится на четыре.  Один из путей пересекал территорию складов, дальше пересекал Киевскую улицу и нырял за забор масложирового комбината и дальше заканчивался у ТЭЦ. Этот путь так же уже разобран, но я попробую как-нибудь показать, что от него сталось. Но в следующий раз)



Тут прямо между рельс уже выросла березка.



Первое из ответвлений уходит в сторону Московского проспекта.  Что удивительно, шпалы тут бетонные. Хотя даже на самой станции в основном классическое дерево. Это основные пути на склады, дальше от них будет отходить множество небольших тупиков.  Бадаевские склады были основаны 1914 году. Это был по сути погреб Ленинграда.  В свое время это был один из главных складов продовольствия города, если не самый главный. Во время войны, немцы очень активно бомбили склады, чтобы лишить жителей еды. После Войны склады были восстановлены и продолжали активно выполнять свою функцию. После пожара в 2010 году, территория начала приходить в запустение. На данный момент часть складов уже снесли и построили ЖК вдоль Московского проспекта. Где-то я видел фотографии жильцов, на них прямо во дворе были видны следы железной дороги. Территорию вдоль Черниговской улицы выкупили и отгородили от остальной, как обособленное предприятие. А основная территория сейчас выглядит как множество ангаров, которые сдают в аренду. Но земля тут очень дорогая, поэтому не долго им осталось. Снесут и построят дома. Рельсы на территории почти все сняты, а шпалы плохо просматриваются...



Второй путь ведет в эти ворота. Это бывшее депо. Станция обслуживала множество предприятий и тут должен был быть свой подвижной состав. К огромному сожалению, заглянуть за ворота не получилось, все наглухо закрыто. Интересно, стоит ли там еще какой-нибудь тепловоз?



Третья ветка, эта та самая, которая пересекала Киевскую улицу. Дальше в траве рельсы сняты.



А вот видна четвертая ветка, она уходит на закрытую территорию складов. Именно от нее уходил раньше тупик в сторону Витебского проспекта.



Пора вернуться на станцию и изучить ее. Мы находимся на первом пути, сразу после переезда. Справа уходит подъездной к складам и первая стрелка. Видно, что накат есть только на главном пути.



Так выглядит северная горловина станции. Совсем недавно тут стояли светофоры, демонтировали их в 2016.



Путевое развитие. Слева выглядывает красное кирпичное здание, побывать в котором мечтали все сладкоежки. Почему? Скоро расскажу.



Видишь третий путь? нет? А он есть! В кустах совсем зарос. В центре кадра, ворота и бывшая проходная Хладокомбината.



Рельсы 86 года. Можно сказать свежие.



Сама станция немного изогнута. Вид в сторону химического завода. Слева в кустах третий путь.



Пришло время рассказать про Хладокомбинат №1. Основан он был в конце 19 века. Здание на фото, это холодильник для готовой продукции, было построено в 1914 году. Именно на этом заводе было придумано такое мороженое как сахарная трубочка. В этом холодильнике хранились тонны мороженого! Так получается, что мои походы становятся в какой-то степени историческими. Надеюсь это происходит не из-за меня. Так во время прошлой прогулки по подъездным путям вдоль Дальневосточного проспекта я запечатлел последние дни жизни этой ветки. Вскоре ее начали активно разбирать. Здесь произошло тоже самое, но не с железной дорогой, а с миром, который ее окружает. Данный завод начали активно сносить. На момент написания этого поста, на территории снесли все строения, кроме самого холодильника. Читал, что и его готовят к сносу, но так же есть информация, что его оставят, просто переформатируют под новые задачи. Надеюсь так и будет. А то во всем мире старые исторические здания сохраняют, а у нас все сносят и лепят типовушки.



Это же монументальное здание "холодильника", но с другой стороны. Красивая архитектура, умели строить. На крыше одной из башен можно заметить строение поменьше, уже из светлого кирпича. Это точка МПВО. С нее во время войны наблюдали за городом, предупреждали о налете вражеской авиации.



За воротами проходной увидел такой экспонат! Не могу понять, это москвич 400? Но смущает раздельное заднее стекло...



Далее станция выпрямляется. Накат на первом пути присутствует примерно до середины. Его используют для вытягивания вагонов с территории завода.



Прямо на территории хладокомбината стоит этот красивый дом 1913 года постройки. Сейчас это один из корпусов академии ветеринарной медицины. Недавно был отреставрирован фасад и сделан ремонт внутри, но обратно сюда студентов не пустили, насколько я увидел все закрыто и пустует.



Красиво раньше строили.



Следующее строение по Черниговской улице это один из корпусов фабрики трубочек. Этот корпус уже поздний советский, поэтому особой красотой не отличается, просто стены из кирпича с 4 сторон. Но вернемся к нашей героине. На станции опять начинается путевое развитие. Часть путей уходит правее.



Стрелки на станции ручные и многие уже в плачевном состоянии.



На 3 пути, тот что в кустах, замечен был сбрасыватель.



Далее станция раздваивается. Часть путей уходит прямо, в сторону Московского проспекта. Можно заметить знак, жд переезд, он будет немного дальше, мы ту часть посмотрим позже. А пока уходим правее. В самом углу снимка можно заметить крышу, это станционное здание. Табличка в стиле РЖД имеется. За ним располагается Новодевичье кладбище. Помните я говорил, про историческую соединительную ветку между Варшавским вокзалом и станцией Волковская? Так вот сейчас мы повернем на кусок, который остался от этой короткой, но очень интересной железной дороги. С ней связано одно печальное событие в жизни города, но более подробно я расскажу про него в другом посте.



Это дорога, которая ведет к зданию станции.



В центре кадра здание, в котором жили работники наркомпищепрома. Основная часть здания была построена в 1939 году. Сейчас она обитаема и мы ее увидим чуть позже, а эта часть, что на фото, была пристроена уже в более поздние года. Так вот с этой пристройкой вышло как с хладокомбинатом. Сразу после прогулки, эту часть дома снесли. Строение, которое видно правее, тоже. Будут строить гостиницу или что-то вроде того. Это наверно последняя фотография этого дома. А мы идем дальше по исторической части станции Бадаевская.



Дальше железная дорога очень заросла. Только тропинка и различима. Правее проходит второй путь, он уже совсем в джунглях. Впереди можно разглядеть жилое здание. Сразу перед ним в зарослях деревьев можно найти два тупика. Тут заканчивается эта часть Бадаевской. Соединительная ветка раньше шла дальше, проходила в разрыве между сталинскими жилыми домами по Московскому проспекту, пересекала его (да, раньше на Московском проспекте был железнодорожный переезд!!!) и уходила в промзону на другой стороне, где и сливалась с кустом путей Варшавского вокзала. Природа быстро берет свое. Еще лет 10 назад эти пути, как и вся станция, были заставлены вагонами. Активную жизнь Бадаевских складов я не застал, но застал время когда тут сортировались рефрижераторы с хладокомбината и было очень много цистерн. Привозили их на какой-то из пройденных заводов или просто притаскивали отстаиваться, информацию найти не смог. Может кто-то подскажет.



Обычно не использую чужие фотографии, но здесь с их помощью сможем переместиться во времена активной стадии работы станции.
Так станция выглядела раньше. На фотографии видно дом училища, еще до реставрации. Видны светофоры в северной горловине, которые демонтировали совсем недавно. Забор в правой части это начало кладбища. И виден тот самый состав с рефрижераторами.
Оригинал фото https://railwayz.info/photolines/images/403/1300836841.jpg



На этой фотографии видны цистерны в большом количестве, которые какое-то время занимали почти все пути. И само здание станции, еще не закрытое зеленью.
Оригинал фотографии https://railwayz.info/photolines/images/403/13624288779.jpg



Ну а мы вернемся на развилку и пройдем теперь в сторону Московского проспекта, вдоль Черниговской улицы. Взгляд в сторону складов. Оттуда мы пришли изначально. Слева прячется единственная станционная постройка. Тут оставшиеся пути сходятся в один.



Разворачиваемся. Налево уходят пути на территорию хладокомбината. Это последний ЖД переезд на сегодняшнем маршруте. Этот подъездной уже давно не используется, если судить по его виду. Дальше путь будет тесниться между забором частично снесенного дома и Черниговской улицей.



Взглянем назад. Видно как пути хладокомбината под углом пересекают улицу и прячутся за воротами. Остатки соединительной ветки я Вам показал, но как она проходила через территорию "Холодильника"? Ведь ее маршрут возле станции Волковская был другим. До ее упразднения, соединительная ветка пересекала Черниговскую улицу немного подальше, примерно, где сейчас стоит знак "переезд" и перед кирпичным цехом уходила вглубь завода и дальше пересекала Лиговский проспект. Может быть на территории завода и есть какие-нибудь артефакты ее существования, но в свободном доступе на этой стороне Московского проспекта остались только два вытяжных тупика.



Ворота которые закрылись навсегда.



За забором Сталинки стоит такой раритет.



И это стоит рядом.



Вообще парковка там очень интересная. В конце припаркован даже военный камаз.



Историческая часть дома очень красивая, колонны, балясины. Но в окнах не очень-то видно жилища людей, скорее какие-то склады или производственные помещения. Очень интересное здание по своему назначению.



Перейдем дорогу и посмотрим на снесенную ныне часть здания и на переезд.


В траве можно разглядеть ту самую последнюю стрелку Бадаевской. Перед нами последний оставшийся светофор. Дальше только вытяжной тупик.



Обернемся. Светофор уже давно на заслуженном отдыхе. Движения здесь больше никогда не будет.



Пути до тупика заросли совсем, даже рельс не видно. Впереди между деревьев виднеется здание. Это корпус института ИНЖЕКОН на площади Московских ворот.



Вот мы и дошли до тупика. Здесь наша прогулка заканчивается. Дальше через метров 100 Московский проспект. Одна из главных магистралей города, с огромным количеством людей, машин, шума. А отойдешь так в сторонку и попадаешь на тихую станцию, с пением птиц, запахом деревянных шпал и обрывками истории, которая потихоньку исчезает из нашего города.



железная дорога, подъездные пути, ЖД, питер, Бадаевская

Previous post Next post
Up