Jul 10, 2014 23:50
Итак, вопросы, которых я так долго ждала, наконец появились. Аня спрашивает нас: «Что это?», «Куда мы едем (пойдем)?», «Где......?»
Любимый вопрос: «Где Катя?» : )))
Сегодня даже спросила: «Катя, что ты ешь?», глядя на сестру, жующую жвачку.
Еще задает вопрос: «Мама, можно мне......» - нужное вставить (мороженое, соку, шоколадку, налить воды в бассейн в саду и т.д.).
Я наслаждаюсь вопросами, отвечаю обстоятельно и эмоционально, чтоб не дай бог, ей не расхотелось спрашивать.
Еще понемногу стало появляться «ты». Откуда ни возьмись, она выдумала «шутку»: подходит к Кате и заявляет: «А я - пипочка, а ты - хвост!» : )) Почему хвост, никто не знает, но Кате очень нравится. Приносит Кате что-нибудь и заявляет «Это для тебя!» или папе - Papa, das ist fur dih!
К нам тут приехала наша немецкая бабушка, и Аня пришла в дикий восторг (свекровь моя очень хорошо с детьми общается, любят они ее).
Так Аня за первый день ее пребывания столько говорила по-немецки, сколько за всю жизнь не говорила. Даже выдала «Oma Inge ist cool!», что для нее вообще нехарактерно, она же только конкретно - что вижу, о том пою, а какие-то оценки эмоциональные давать - это что-то новенькое.
Неожиданно спросила бабушку: «Oma Inge, bist du okay?” та ответила: “Ja, Anna, ich bin okay. Bist du okay?” «Ich bin okay!” сообщила Аня и была очень довольна диалогом.
Опять же, для непосвященных, не выглядит, как жуть какое большое достижение, но для меня это огромное достижение. Вопросы, да еще не те, которые мы «практиковались задавать», а свои какие-то, спонтанные...Да еще это «ты»...Пушкин его, конечно, в сравнении с «Вы» воспевал, а я - в сравнении с третьим лицом. Ведь говорить «Катя пойдет наливать воду» или «Это мамина кофточка» можно и в пустоту. Даже несмотря на то, что Аня теперь почти всегда смотрит нам в глаза, когда говорит и даже все свои описательные комментарии говорит кому-то из нас, а не сама себе, от прямого «ты» она пока все же воздерживалась. Уж очень прямое. Это ж надо прямо с этим человеком разговаривать, вплотную, так сказать...
И вот «ты» начинает потихоньку пролезать в речь, она начинает понимать, зачем оно вообще нужно - для прямого обращения! Вот уж верно, что нельзя научить говорить «ты», если ребенок еще до него не созрел. Если нет потребности напрямую обратиться к кому-то, так зачем «ты»? Вот у нее не было потребности спрашивать, и как мы ни «учили» - ничего не получалось.
Однако, я все же пришла к выводу, что учить тоже нужно. Тогда «процесс» пойдет быстрее - конечно, если у ребенка есть задержка развития речи. Я ей всегда предлагала, когда видела, что ей хочется спросить, «ну Аня, тебе интересно? Ты можешь спросить «Что это?», и у нее как-то это начало срастаться в голове.
Конечно, все это еще большая мешанина - она может раз сто спросить про одно и то же, знает ответ уже, конечно, просто ей вот прикольно еще раз спросить, пообщаться хочется. Или она может сама себя спросить и сама ответить, еще раз обработать информацию в голове. Интонация у вопросов тоже та еще : )) Но это все фигня, главное - спрашивает что-то!
Опять же поездка здорово ей помогла, я думаю. (Мы ездили на неделю в пляжно-теплые места в Южной Каролине, и девчонки каждый день купались в теплейшем океане и возились в песке. Сенсорный рай для Анны-бананы!). Такой мощный впрыск сенсорики я думаю, тоже помог. Сейчас даю ей играть с водой во дворе каждый день помногу, она ж рыбка у меня, ей вода необходима.
Во время отпуска помимо пляжа съездили еще в Саванну и Чарльстон. Не буду описывать очарование старого американского Юга, приведу зарисовку из Саванны.
...мы идем вечером по Саванне, девчонки уже подустали за день и голодные. Ищем место чтобы поужинать. Катя идет, на ходу читая какую-то английскую книжку, которую мы нашли в доме у хозяев. Аня топает, постоянно теряя свои шлепки на ходу, но отчаянно отказываясь переодеть обувь и надеть ботинки. Впереди видна вывеска ресторана - Zunzi.
-Что такое Зунзи? - спрашивает Катя папу.
- Зунзи - это такое животное, оно живет в Африке. Оно выглядит как жираф с хоботом слона. - с честным лицом объясняет ей Юрген.
- Ну папа, ну правда?
-Правда, конечно. Это редкое животное, занесено в Красную книгу.
Мы заходим в ресторан, садимся за столик и начинаем заказывать еду молодой официантке, с низким потрясающим голосом, которая называет Юргена «love».
- Я хочу спросить у нее, видела ли она живого Зунзи, - шепчет Катя. - Мама, можно я спрошу?
Мы переглядываемся с Юргеном, сдерживая смех, и разрешаем - куда ж деваться?
Сидим хихикаем в ожидании Катиного возвращения и гневного разоблачения.
Однако, Катя возвращается и сообщает, что официантка Зунзи сама не видела и сказала ей, что это очень редкое животное : )
Мы продолжаем ужин, гитарист в углу играет какую-то волшебную тягучую мелодию. Наша официантка подходит к нему, берет микрофон и начинает петь своим невообразимым голосом Susie Q - песню написанную в 50-х одним гитаристом из Луизианы, и потом перепетую Rolling Stones. (Исполнение нашей официантки, пожалуй, было самым лучшим). Катя в восторге от песни, и мы начинаем обсуждать, когда она была написана. Через пять минут весь ресторан и барная стойка обсуждают, когда она была написана. Катя отправляется спросить нашу официантку, сколько песне лет. «Двадцать два!», - возвращается она с ответом.
Конечно, оказывается, что двадцать два - официантке (или, скорее, певице), и наша Катя плохо сформулировала вопрос.
Разговор в ресторане «Зунзи» плавно переходит на старое кино, а гитарист дает мои дочкам поиграть на его барабанах. Уходить не хочется.
....Неделю спустя Аня берет карандаш, бумагу и заявляет: «Я нарисую Зунзи!»
С тех пор Зунзи - почетный член нашего семейного зоопарка. Наряду с вольпатингом - это заяц такой редкий, с рогами, живет в лесах Баварии, если кто не знает.