Андрей Пионтковский: 20 тезисов столичного умника
Номенклатурная пуповина, связавшая в конце 80-х - начале 90-х новорожденный российский капитализм с властью, не только осталась неперерезанной, но и выросла в ненасытную кишку...
ЦИТАТА"Номенклатурная пуповина, связавшая в конце 80-х - начале 90-х новорожденный российский капитализм с властью, не только осталась неперерезанной, но и выросла в огромную ненасытную кишку.
В нее провалились за двадцать лет и залоговые аукционы, и пирамида ГКО, и госкорпорации друзей, и империи тимченок, ковальчуков, шоломовых, ротенбергов, и модернизационные химеры «Роснано» и «Сколково». Номенклатурная приватизация в России - это не первородный грех, а четвертьвековой блуд новых старых хозяев жизни.
Путь «собственника» к успеху в России лежит не через эффективное производство и успешную конкуренцию, а через близость или прямую принадлежность к «властной вертикали», через эксплуатацию своего административного ресурса - маленького или совсем не маленького куска государства - и через лояльность правящей бригаде и ее пахану. Как любит повторять один из самых богатых людей России, не по наслышке знакомый г-ну редактору, «в любой момент я готов отдать все свое состояние по первому требованию Владимира Владимировича Путина».
Вина российских «реформаторов» вовсе не в том, что двадцать лет назад они не тем и не так раздали собственность. В начальной точке траектории это было почти неизбежно (коммунистическая номенклатура уже сама ее разобрала напрямую или через своих назначенцев).
Беда в том, что они так и не создали и даже не попытались создать базовые инструменты рыночной экономики и, прежде всего, институт частной собственности, отделенной от административного ресурса власти. В результате родился мутант континуальной приватизации, пожирающий страну и лишающий ее всякой исторической перспективы.
Наши «реформаторы» во власти прекрасно знают, и не только как академические исследователи, но и как успешно практикующие (часто через счастливо одаренных предпринимательским талантом жен) собственники, что любая частная собственность в России - от нефтяной компании до продуктового ларька - условна и даруется и изымается в жестком соответствии с приобретением или потерей номинальным владельцем административного ресурса".
В административном общаке никакие кейнсианские или монетаристские меры не заработают, и споры на эти темы ученых экономистов совершенно бессмысленны, потому что субьекты такой экономики ориентируются на гораздо более грубые и примитивные сигналы.
Криминальная путиномика, не способная соскочить с сырьевой иглы, может при заоблачных ценах на сырье достаточно долго стагнировать, но никакое содержательное развитие и никакие инновации в ней невозможны в принципе.
Построение конкурентной рыночной системы на месте воровского общака путинской бригады - задача не менее, а более сложная, чем восстановление политической конкуренции в выжженной пустыне суверенной демократии.