Новогодние каникулы в Европе. Акт третий. Явление второе

Feb 03, 2014 01:14


"La forza del destino". Баварская опера, 5 и 8 января 2014 г.
"Травиата". Там же, 6 января 2014 г.
На этот раз не могу сказать, что ради этого спектакля затевалась поездка, как было с La Fanciulla del West в Вене осенью

, т.к "право первой ночи" принадлежало "Золушке" Массне в Лисеу (просто потому, что Лисеу первым среди оперных домов Европы объявил сезон). А далее были возможны варианты: "Травиата" в Ла Скала и, соответственно, Милан или "Forza" и Мюнхен. Конечно, второй вариант был предпочтительнее, и я до последнего ждала билеты в Баварскую оперу и только после того, как все было оплачено, озаботилась поиском авиабилетов на перелет из Барселоны в Мюнхен и из Мюнхена в Москву. 2 спектакля - это было просто шикарно!
Аудиозапись я успела послушать до поездки в онлайн трансляции, видео посмотреть не удалось: в этот вечер я уже смотрела "Богему" в Дойче опер. Впрочем, отзывы тех, кто видел спектакль "живьем", я прочитать успела. Так что не совсем "с чистого листа"...
На первом спектакле я сидела сбоку на 2 ярусе, но слышно там везде отменно, видела тоже все. Впрочем, музыка меня интересовала больше, нежели "картинка", однако и на сцену я смотрела не без удовольствия. Правда, уже с самого начала картинка стала расходиться с музыкой, но к этому нам не привыкать... Что в сцене "омовения" вместо Хартерос будет ее дублерша, а Кауфману придется петь под столом, я уже была в курсе, - так что такие "мелочи" не мешали мне слушать музыку и пение. А пели, надо сказать, отменно. И не только главные герои, но и компримарии. А какой фра Мелитоне-Ренато Джиролами! Калатрава и падре Гуардиано - Виталий Ковалев - не скажу чтоб супер, но оч.и оч.достойно! Вот только к Курре у меня были претензии: ну неужели ничего лучше, чем этот скрипучий голос, не нашлось?!
Лучше всех были Кауфман и Тезье. Наконец Кауфману "подобрали" баритона - так чтобы его баритональный тембр не сливался с настоящим баритоном: голос у Тезье крепок и чуть грубоват. Для кого-то актерские способности Тезье в этом спектакле стали открытием, но не для меня: я видела-слышала его Родриго в "Дон Карлосе" в том же Мюнхене летом. И в этом спектакле это был та-а-а-кой дуэт! Такая сшибка характеров! И безупречно вокально. Надо сказать, Кауфману пришлось потрудиться, чтобы его не заглушил "громоподобный" Тезье, почти отказавшись от своего любимого пиано, и пели оба, казалось, на пределе возможностей. И оно того стоило! Про игру даже не буду: на сцене были не Кауфман и Тезье, а Альваро и Дон Карлос.
Больше всего претензий у меня к Ане Хартерос: много драматизма и мало легато, речитативы особенно пострадали: просто срывалась на разговор. Но поскольку я к ней нежно отношусь, то больше ни слова о плохом. Я обожаю ее чувственный тембр, ее нежное сопрано, которое я отличу из тысячи. К счастью, с дыханием все было нормально, в отличие от аудиозаписи (подозреваю, дело было в микрофонах)...
Не слишком понравилась мне и Крастева-Прициозила. Давилась на низах, в верхней тесситуре это была порой пародия на колоратуры,а серединой почти и не пела. Вообще мне кажется, голос у нее низковат для этой партии. И переходы даются с трудом.
Как обычно в Баварской опере, роскошно звучал хор. Оркестр тоже не подкачал. Даже я слышала, что работа с певцами была проделана дирижером отменно: никто не отставал и не бежал "впереди паровоза", а темпы были весьма индивидуальны, особенно у Кауфмана (ну любит он это: то земедлить, то ускорить!) . Правда, на обоих спектаклях солисты таки-разошлись в ансамбле "Signore, pieta". Впрочем,это мелочи...
На втором спектакле я сидела в партере. Уши у меня уже были настроены и я наконец смогла отделить "мух от котлет": т.е. уши мои спокойно слушали, а глаза разглядывали картинку. Но как я ни силилась, в единое целое паззл так и не сложился. Т.е. какие-то вещи мне оч.даже понравились: оргия не покоробила, а идея поменять местами стену и пол восхитила (помните, там человек ползет по стене с помощью каната?!). Вот только от пения это отвлекает (сродни тому, как в "Травиате"Чернякова ария Жермона просто угроблена картинкой рубящего овощи в гневе Альфреда). И все эти тетки с рИдикюлями в сцене с Прециозиллой - к чему бы это?! А уж картинка на музыку увертюры - ну за гранью. Что за уплощение смысла?! Когда в музыке звучат все темы оперы, характеристики ее героев - на сцене мы видим практически статичную картинку зачина, когда ни действия, ни конфликта еще нет (ну не считать же конфликтом, что Леонора постоянно высматривает в окно Альваро в то время, как отец и остальные чинно читают про себя молитву). Ну то, что маркиза и падре поет один певец, это уже было, но вот какой смысл в том, что здесь это явно один герой?! Оплот дома (церковь - тот же дом) в противовес разрушению, которое несет Альваро? А как же тогда конфликт Альваро и Дон Карлоса (члена той же самой семьи)? Разрушение ВНУТРИ дома? Я понимаю, что сюжет оперы на редкость дурацкий (все время лезет на ум чеховский Епиходов "33 несчастья" - ну чем не Альваро с Леонорой, вместе взятые?!)... Впрочем, мне это все нисколько не мешало слушать музыку и пение!!!!! Вот как-то так... многословно получилось, за что прошу прощения.
Фотки (ну, что получилось):



















После спектакля 8 января, проходя мимо ресторана Zum franziskaner, показалось, что вижу Фра Мелитоне: похоже, он был в сопровождении двух не юных поклонниц. Сначала решила, что ошиблась: как это он так быстро уже на выходе из ресторана, а потом подумала, что кофе попить как раз они и успели, я-то возвращалась после ужина... Прям везет мне в этой поездке на встрече с "моими героями"...

Несколько слов о "Травиате". Пели Айлин Перез, Иван Магри и Томас Хэмпсон. Виолетта мне не понравилась: слишком высокий голос, на мой слух резковатый и не слишком красивый. Вот месяц прошел, а вспомнить нечего. Хотя и без отторжения. Магри пел по замене вместо Чарльза Кастроново, но не "влетел" за сколько-то дней, а вполне плановая была замена, так что без снисхождения... Пел вполне прилично, но голос не особо выдающийся. Профессионально - но не более, хотя и не менее (нам ли на нашем безрыбье привередничать?! У нас и таких-то днем с огнем...). Хэмпсон уже почти без голоса, но мастерство не пропьешь: где не спел, там сыграл. Потому выглядел оч.достойно. Постановка та самая, в которой когда-то пела Хартерос. Но поскольку есть только аудиозапись того спектакля, то я смотрела на сцену и представляла Хартерос (излишне говорить, как не хватало мне голосов - ее и Бечалы). Сидела на верхотуре по самому центру. Неприятно поразило, что декорация бОльшей частью такова, что мне не видно верхней части хористов: в основном, я видела только ноги. Я думала, такие изыски только у нас практикуются (как, к примеру, сосредоточение действия в углу сцены - чтоб ровно половина зрителей ничего не видела). А солисты пели-играли вообще практически на авансцене. Ну вот что делать с такими режиссерами и сценографами?! Оркестр ничем не поразил , дирижировал Кариньяни. Корректно! (ну это я уже избаловалась). Хор был на высоте. Балета, к счастью, Не было... В общем, не так скверно, как "Аида" в Венской опере в октябре, но из серии "посмотрел-и забыл". Или это просто на фоне "Форцы"?!

Травиата, Йонас Кауфман, Аня Хартерос, Айлин Перез, la forza del destino, Томас Хэмпсон, Людовик Тезье, Иван Магри, Баварская опера, Мюнхен

Previous post Next post
Up