"La forza del destino". Баварская опера, 5 и 8 января 2014 г.
"Травиата". Там же, 6 января 2014 г.
На этот раз не могу сказать, что ради этого спектакля затевалась поездка, как было с La Fanciulla del West в Вене осенью
, т.к "право первой ночи" принадлежало "Золушке" Массне в Лисеу (просто потому, что Лисеу первым среди оперных домов Европы объявил сезон). А далее были возможны варианты: "Травиата" в Ла Скала и, соответственно, Милан или "Forza" и Мюнхен. Конечно, второй вариант был предпочтительнее, и я до последнего ждала билеты в Баварскую оперу и только после того, как все было оплачено, озаботилась поиском авиабилетов на перелет из Барселоны в Мюнхен и из Мюнхена в Москву. 2 спектакля - это было просто шикарно!
Аудиозапись я успела послушать до поездки в онлайн трансляции, видео посмотреть не удалось: в этот вечер я уже смотрела "Богему" в Дойче опер. Впрочем, отзывы тех, кто видел спектакль "живьем", я прочитать успела. Так что не совсем "с чистого листа"...
На первом спектакле я сидела сбоку на 2 ярусе, но слышно там везде отменно, видела тоже все. Впрочем, музыка меня интересовала больше, нежели "картинка", однако и на сцену я смотрела не без удовольствия. Правда, уже с самого начала картинка стала расходиться с музыкой, но к этому нам не привыкать... Что в сцене "омовения" вместо Хартерос будет ее дублерша, а Кауфману придется петь под столом, я уже была в курсе, - так что такие "мелочи" не мешали мне слушать музыку и пение. А пели, надо сказать, отменно. И не только главные герои, но и компримарии. А какой фра Мелитоне-Ренато Джиролами! Калатрава и падре Гуардиано - Виталий Ковалев - не скажу чтоб супер, но оч.и оч.достойно! Вот только к Курре у меня были претензии: ну неужели ничего лучше, чем этот скрипучий голос, не нашлось?!
Лучше всех были Кауфман и Тезье. Наконец Кауфману "подобрали" баритона - так чтобы его баритональный тембр не сливался с настоящим баритоном: голос у Тезье крепок и чуть грубоват. Для кого-то актерские способности Тезье в этом спектакле стали открытием, но не для меня: я видела-слышала его Родриго в "Дон Карлосе" в том же Мюнхене летом. И в этом спектакле это был та-а-а-кой дуэт! Такая сшибка характеров! И безупречно вокально. Надо сказать, Кауфману пришлось потрудиться, чтобы его не заглушил "громоподобный" Тезье, почти отказавшись от своего любимого пиано, и пели оба, казалось, на пределе возможностей. И оно того стоило! Про игру даже не буду: на сцене были не Кауфман и Тезье, а Альваро и Дон Карлос.
Больше всего претензий у меня к Ане Хартерос: много драматизма и мало легато, речитативы особенно пострадали: просто срывалась на разговор. Но поскольку я к ней нежно отношусь, то больше ни слова о плохом. Я обожаю ее чувственный тембр, ее нежное сопрано, которое я отличу из тысячи. К счастью, с дыханием все было нормально, в отличие от аудиозаписи (подозреваю, дело было в микрофонах)...
Не слишком понравилась мне и Крастева-Прициозила. Давилась на низах, в верхней тесситуре это была порой пародия на колоратуры,а серединой почти и не пела. Вообще мне кажется, голос у нее низковат для этой партии. И переходы даются с трудом.
Как обычно в Баварской опере, роскошно звучал хор. Оркестр тоже не подкачал. Даже я слышала, что работа с певцами была проделана дирижером отменно: никто не отставал и не бежал "впереди паровоза", а темпы были весьма индивидуальны, особенно у Кауфмана (ну любит он это: то земедлить, то ускорить!) . Правда, на обоих спектаклях солисты таки-разошлись в ансамбле "Signore, pieta". Впрочем,это мелочи...
На втором спектакле я сидела в партере. Уши у меня уже были настроены и я наконец смогла отделить "мух от котлет": т.е. уши мои спокойно слушали, а глаза разглядывали картинку. Но как я ни силилась, в единое целое паззл так и не сложился. Т.е. какие-то вещи мне оч.даже понравились: оргия не покоробила, а идея поменять местами стену и пол восхитила (помните, там человек ползет по стене с помощью каната?!). Вот только от пения это отвлекает (сродни тому, как в "Травиате"Чернякова ария Жермона просто угроблена картинкой рубящего овощи в гневе Альфреда). И все эти тетки с рИдикюлями в сцене с Прециозиллой - к чему бы это?! А уж картинка на музыку увертюры - ну за гранью. Что за уплощение смысла?! Когда в музыке звучат все темы оперы, характеристики ее героев - на сцене мы видим практически статичную картинку зачина, когда ни действия, ни конфликта еще нет (ну не считать же конфликтом, что Леонора постоянно высматривает в окно Альваро в то время, как отец и остальные чинно читают про себя молитву). Ну то, что маркиза и падре поет один певец, это уже было, но вот какой смысл в том, что здесь это явно один герой?! Оплот дома (церковь - тот же дом) в противовес разрушению, которое несет Альваро? А как же тогда конфликт Альваро и Дон Карлоса (члена той же самой семьи)? Разрушение ВНУТРИ дома? Я понимаю, что сюжет оперы на редкость дурацкий (все время лезет на ум чеховский Епиходов "33 несчастья" - ну чем не Альваро с Леонорой, вместе взятые?!)... Впрочем, мне это все нисколько не мешало слушать музыку и пение!!!!! Вот как-то так... многословно получилось, за что прошу прощения.
Фотки (ну, что получилось):
После спектакля 8 января, проходя мимо ресторана Zum franziskaner, показалось, что вижу Фра Мелитоне: похоже, он был в сопровождении двух не юных поклонниц. Сначала решила, что ошиблась: как это он так быстро уже на выходе из ресторана, а потом подумала, что кофе попить как раз они и успели, я-то возвращалась после ужина... Прям везет мне в этой поездке на встрече с "моими героями"...
Несколько слов о "Травиате". Пели Айлин Перез, Иван Магри и Томас Хэмпсон. Виолетта мне не понравилась: слишком высокий голос, на мой слух резковатый и не слишком красивый. Вот месяц прошел, а вспомнить нечего. Хотя и без отторжения. Магри пел по замене вместо Чарльза Кастроново, но не "влетел" за сколько-то дней, а вполне плановая была замена, так что без снисхождения... Пел вполне прилично, но голос не особо выдающийся. Профессионально - но не более, хотя и не менее (нам ли на нашем безрыбье привередничать?! У нас и таких-то днем с огнем...). Хэмпсон уже почти без голоса, но мастерство не пропьешь: где не спел, там сыграл. Потому выглядел оч.достойно. Постановка та самая, в которой когда-то пела Хартерос. Но поскольку есть только аудиозапись того спектакля, то я смотрела на сцену и представляла Хартерос (излишне говорить, как не хватало мне голосов - ее и Бечалы). Сидела на верхотуре по самому центру. Неприятно поразило, что декорация бОльшей частью такова, что мне не видно верхней части хористов: в основном, я видела только ноги. Я думала, такие изыски только у нас практикуются (как, к примеру, сосредоточение действия в углу сцены - чтоб ровно половина зрителей ничего не видела). А солисты пели-играли вообще практически на авансцене. Ну вот что делать с такими режиссерами и сценографами?! Оркестр ничем не поразил , дирижировал Кариньяни. Корректно! (ну это я уже избаловалась). Хор был на высоте. Балета, к счастью, Не было... В общем, не так скверно, как "Аида" в Венской опере в октябре, но из серии "посмотрел-и забыл". Или это просто на фоне "Форцы"?!