Что может заставить человека остановиться на дороге по пути из Выборга в Санкт-Петербург и углубиться в мокрый лес в посках каких-то невнятных развалин?
Я не смогу дать на этот вопрос достойного ответа, кроме того, что ботинки у меня уже были мокрыми, мембранные штаны еще держали и было не холодно. В Питер мне особо не хотелось торопиться, а вот хотябы краем глаза увидеть остатки знаменитой Линии Маннергейма хотелось. Не знаю правильный ли я выбрал объект для знакомства, но что сделано то сделано. Предлагаю прогуляться до Дота Sk 2 ("Милионника") в укреп-районе Суммакюля.
Свернув с основной дороги на попроще, стоит быть острожным, так ее качество оставляет желать сильно лучшего и если поливать легко можно ушатать колеса. Встречается много ям с острыми краями и появлении которых ни что не предупреждает. Здесь вообще как-то опасно, судя по знакам.
Везде военные части и полигоны.
2.
Оставляем машину и тех кто не хочет гулять под дождем по лесуу на дороге и топаем с сыном вдвоем. Он не слишком рвется, это скорее я настоял. В мокрых кроссовках ему ходить не нравится, а такой сильной мотивации как у меня нет. В лесу комары, но кусают не сильно, жить можно. Прошли мы примерно минут 15 и пришли к этому доту. Выглядит довольно внушительно. Столько бетона в лесу я раньше не видел.
3.
Состояние конечно у него не то что 70 лет назад...
4.
Местами это может быть интересно только для специалистов, т.к. угадать что-то в этих развалинах трудно.
5.
Но бродя стоит быть острожным, попадаются колодцы, в которые вполне можно ушуршать не глядя.
Здесь был бронекупол для наблюдателя.
6.
Сверху дот выглядит грустно со взорванной крышей, весь заросший травой, не внушает в общем.
7.
Надо сильно напрячь воображение и представить что и как здесь было либо лезть в сеть и смотреть планы изначальной постройки.
По нынешнему состоянию трудно догадаться, о том что:
Сооружение расположено в укрепленном узле Summakula (садоводство "Звездочка"), западнее Выборгского шоссе, в конце противотанкового рва.
Данный ДОТ "милионного" типа является уникальным, поскольку он единственный построен на основе фронтального ДОТа первого периода постройки. Комплекс состоит из двух полукапониров и соединительной казармой на 16 человек (еще 10 человек располагались в бывшем фронтальном ДОТе).
8.
Если спуститься внутрь дота тогда модно понять, что строилось это все на совесть. И не зря назвается "Миллионником". На каждый такой дот тратилось примерно 1 млн. марок.
9.
Бетону и арматуре больше 60 лет, а он держится довольно хорошо.
10.
Еще немного подробностей об этом доте, чем глубже погружаешься, тем больше данных находится.
ДОТ Sk2 (№45) "Тертту".
Бетонированный одноамбразурный пулеметный капонир постройки 1920-х гг. В 1938 году был реконструирован путем пристройки железобетонного капонира с двумя казематами, соединенными коридором-убежищем вместимостью 26 человек. Восточный каземат имел две амбразуры для станковых пулеметов, одну амбразуру для ручного пулемета, а также бронеколпак для наблюдения и ближнего боя. Западный каземат имел одну амбразуру для станкового пулемета. Оснащение сооружения проходило уже в условиях начавшихся боевых действий. В январе 1940 года ДОТ получил кодовое наименование "Тертту". В советских разведданных числится под №45.
С 19 по 21 января 1940 года бункер подвергался обстрелу тяжелой артиллерией, причем восточный каземат получил несколько прямых попаданий, в результате чего была разрушена крыша старой части сооружения и крыша коридора, в которой образовалась воронка в 40 см глубиной. 23 января ДОТ получил еще несколько прямых попаданий. Заделка брешей бревнами не смогла обеспечить надежной защиты гарнизону. 1 февраля 1940 года крупнокалиберный снаряд проломил крышу отсека управления. Ранним утром 2 февраля восточный каземат бункера был подорван бойцами 90-го отдельного саперного батальона. Контратака финнов позволила им отбить развалины Sk2 всего на полчаса. В ночь на 4 февраля советские саперы окончательно подорвали это сооружение.
11.
12.
Сейчас с дота видно только лес, а если сходить по
ссылке можно увидеть фото что видно было в 1940 году.
13.
Соваться под эти амбразуры точно не хотелось.
14.
При желании не слишком сложно найти и про то как был
взят этот дот.
После прочтения все становится гораздо нагляднее и выглядит совсем по другому.
15.
16.
17.
Следы от пуль на амбразурах.
18.
19.
Я не очень люблю лазить туда где что-то может ударить по голове, но здесь немного забрался внутрь и снял как выглядит дот изнутри. Потом уже нашел кучу фото и понял, что лазить было не обязательно.
20.
21.
Строили всего много, но опять же чтобы понять, что это за бетон и арматура под ногами надо сравнить со схемами и при этом не запнуться и куда-нить не свалиться.
22.
Отметины от пуль на бетонных стенах.
23.
Развалены взорванного укрытия в стороне от дота.
24.
Защитная стена.
25.
Смелый парень, не убоявшийся комаров и мокрого леса.
26.
Вот такой вот он этот дот Sk2.
27.
У меня на схеме он не один в радиусе 400 метров от машины. Пошел другие посмотреть. А там вообще какое-то стрельбище, того и гляди стрелять будут.
28.
Пока не стреляют осмотрел мемориал на месте захоронения финских солдат.
29.
Здесь все согласно документам.
30.
31.
Дот Sk7 в том месте взорван чуть больше чем полностью и выглядит просто как куски бетона в непролазных кустах.
Пошел посмотрел, что Sk5 тоже просто ничего, а Sk6 холм с православным крестом на вершине и бетонными плитами, по которым я прыгал, искал что снять
32.
Ни чего не снял толкового.
33.
Только ценные мембранные штаны об арматуру порвал. На этом осмотр укреп-района был завершен и я с чувством удовлетворения покинул его.
34.
Двигаемся на один вечер в Питер!
Продолжение следует...