Продолжим разбираться с Керчью в которой нечего делать и вообще лучше побыстрее проехать, чтобы попасть в "настоящий" Крым.
Вот там на свету на свету все прелести, а здесь мрачный мрак! :)
В какой-то степени это замечательно, но на мой взгляд немного несправедливо. Я конечно буду не первым кто показывает картинки популярного для посещения и осмотра места в Керчи, но надеюсь, что мой пост внесет небольшую долю в процесс популяризации этого замечательного, самого близкого города на той стороне пролива.
Немного картинок из крепости Керчь дальше последует. :)
Крепость-невидимка находится практически в черте города и если я и в прошлом году сфотал зайца на Митридате, то здесь в 3 км от ближайшей остановки маршрутки с ними вообще проблем нет.
2.
На самом деле такая удаленность возможно была на руку крепости, когда она была военным объектом, а вот для экскурсий это не слишком удобно. Возможно тем кто умеет пользоваться такси или на своих колесах проблем добраться нет, другим придется немного протопать или положиться на удачу и то, что вас кто-то подвезет. Нам повезло и мы подъехали туда на попутном транспорте, хотя человеку и было не по пути, но мы его отблагодарили. :) Сейчас экскурсии проводятся 2 раза в день в 10 и 15 часов, в сезон чаще. Я думал, что она будет в 9-30 и приехал сильно заранее. Хуже от этого конечно не стало, но пришлось лишних пол часа подождать. В прошлый приезд сюда, мы опоздали и внутрь не попали.Наверняка есть какие-то партизанские тропы, территория достаточно большая и уследить смотрители за всем не смогут, но рисковать или нет решать вам.
3.
Экспонаты на территории крепости. Откровенно говоря без экскурсовода или без самоизучения и погружения в тему фортификации середины 19 века здесь может быть скучновато, здесь, в отличии от Судака, нет каких-то башен, высоченных, толстых крепостных стен, благородных легенд о рыцарях, это просто настоящая боевая крепость построенная на мысе Ак-Бурун в 1857-1865 годах для защиты Керченского пролива.Изначально с 1771 года на Павловском мысу уже была береговая батарея, но она практически не была защищена с берега и в 1855 году была сдана французскому десанту. Уже после Крымской войны было принято решение на этом месте построить более серьезное укрепление. Главным инженером был назначен Эдуард Тотлебен. Кто про Тотлебена не знает тому для начала
сюда.
4.
Хотя эта крепость и построена по более современным правилась, но от красоты деться тогда еще ни куда не могли. :) Ворота на Ак-Бурунское укрепление.
5.
Керченский пролив, остров Тузла. Справа вдалеке можно увидеть строения порта Тамань.
6.
Павловский мыс и Морская батарея №1 оборудованная на нем.
7.
Во многих местах территория крепости выглядит вот так. Многое просто скрывается за кустами, а то что и не должно быть видно просто находится под землей, и скрыто от глаз, т.е. как говорится, "казематировано"
8.
Периодически что-то проступает и тогда можно подивиться архитектурным формам.
9.
Это по словам нашего экскурсовода помещения лабораторий в которых занимались снарядами. Они потому и снаряды, что снаряжены, а лаборатория, т.к. это дело не простое и точность нужна. :)
10.
11.
Строения и помещения конечно находятся не в лучшей форме, но это они еще в почищенном состоянии, можно предстваить что здесь было несколько лет назад, но еще труднее представить как жто выглядело когда все функционировало и на территории крепости находилось до 600 орудий и до 9000 человек личного состава.
12.
13.
14.
Центральная часть крепости названа по имени своего создателя - форт "Тотлебен". Здесь были казармы, склады, а по его периметру находились огневые точки с орудиями.
15.
16.
Внутренний двор форта, с моря не разглядишь, все закрыто землей, а внутрь проступает красота.
17.
Закрытых галерей в крепости с избытком. Самая длинная достигает 600 метров, для того чтобы можно было скрытно и безопасно перемещаться под огнем противника, подвозить боеприпасы и прочее.
18.
В них темно и лучше снимать со штативом. :)
19.
Эта крепость, в отличие от более поздних, построена не из бетона, а из местного известняка. Он довольно мягкий, но в то же время вязкий материал, который хорошо мог гасить энергию снарядов, но противостоять людям с заточенными предметами ему совсем не просто.
20.
Следы разрывов на стенах. Интересно, что после своей постройки крепость довольно быстро потеряла свое стратегическое значение и использовалась больше как вспомогательная военная часть с дисциплинарным батальоном и складами армии и флота.
21.
Плитка на стенах казематов отнюдь не тотлебеновское изобретение, а гораздо более позднее.
22.
23.
РЛС "Восход" на территории крепости, наверное оди из последний военных объектов здесь. В 2003 году крепость со всем своим наследством была передана от армии Керченскому государственному историко - культурному заповеднику.
24.
Находясь на возвышении становится наглядно понятно почему именно это место было выбрано для ее строительства. Корабли из-за фарватера здесь проходят максимально близко к берегу.
25.
26.
Хотите спрятаться от снарядов, бомб или просто от солнца - зайдите в галерею.
27.
До Керчи и правда рукой подать, а пешком долго топать. Лучше как мы в прошлый раз на велосипеде!
28.
"Домики злых хоббитов"
29.
Обратная сторона Виленского люнета, возведенного для обороны береговых батарей с суши.
30.
Высшая точка крепости в форте Тотлебен.
31.
По таким открытым галереям тоже гораздо безопаснее передвигаться в военное время, но ширина и высота из позволяет перемешаться уже на конной тяге подвозя все необходимое. Но не пользоваись ими похоже уже слишком давно, склоны оползли деревья 20 см в диаметре отросли.
32.
В подземных все лучше.
33.
Здесь на стенах есть граффити еще с тех времен когда крепость строилась, может это конечно и фейк, но почему бы в него и не поверить? :)
34.
Еще одно просторное "подземное" помещение и пора вернуться на поверхность. У всех помещений было свое вполне конкретное предназначение, во многих были дополнительные перегородки, решетки, стеллажи, оборудование. Обо все этом довольно подробно рассказывал эскурсовод, но кто его слушал? :)
35.
Видите эти каменные "колодцы" на зеленом холме в центре кадра? Это и есть те световые и вентиляционные отверстия в потолках казематов. Представьте себе объем земляных работ, который совершили строители. С экскаваторами было туговато в то время. :)
36.
Вид из крепости на Камыш-Бурунский залив. Видно краны судостроительного завода, Камыш-Бурунскую косу, если знаете куда смотреть можно даже слева вверху разглядеть памятник героям Этильгенского десанта. В прошлом году
доехали на велах.
Без №
Экскурсия по территории длилась около 2 часов, но посмотрели мы совсем не много. Что-то они мудрят, не хотят разом все демонстрировать, а заманивают на другие, на Минский и Виленский люнеты, экскурсии на батареи, и вообще модно намутить что-то индивидуальное за отдельные деньги. Я не против, но не плохо было бы просто пускать погулять.
Обратный путь к остановке маршрутки нам опять не пришлось пройти пешком. А удалось проехать ваз 2101 не знаю какого года выпуска, но в отличном состоянии. Вот чудо итальянского автопрома 60х. 6 человек сели и поехали. Правда из них было 3 детей, но все равно старые автомобили гораздо более вместительные чем современные со всеми "безопасностями" и комфортными прибамбасами :)
37.
На крепости Керчь галочку поставили, можно двигаться дальше :)