Оппенгеймер Кристофер Нолан (США, 2023)

Nov 07, 2023 17:51


Оппенгеймер Кристофер Нолан (США, 2023)

Кино Кристофера Нолана строится на постоянном музыкальном оформлении и внутри этого музыкального пространства кто-то прыгает и бегает. Это могут быть и космонавт, заблудившийся в межкомнатных перекрытиях своего дома как в «Интерстеллере», солдаты, ожидающие переправы в «Дюнкерке», афроамериканский спецназовец в киевской опере. Действие не цельное, это скорее набор фрагментов, которые как-то склеиваются музыкой.

В США ученые имели не столь большое значение по сравнению с СССР. Поэтому в советском и даже постсоветском кино  фильмы про ученых и науку имеют большую и многообразную традицию, начиная от лирического фильма «Девять дней одного года» Михаила Ромма и заканчивая уже постсоветским проектом «Дау» Ильи Хрыжановского. Это были и вымышленные ученые, так и целые биографические сериалы вроде «Николая Вавилова» Александра Прошкина. Образ ученого проработан очень глубоко и всесторонне. В американском же кино такой традиции нет. В «Оппенгеймере» ученые это лишь исполнители определенных работ, которых к тому же можно заменить.



Такой интерес к ученым  можно объяснить и идеологией СССР с его культом прогресса.  Но был в СССР и дефицит кадров. Ведь американцы могли рекрутировать ученых со всего света, а советская наука обходилась в основном своими. Такая ограниченность ресурсов в СССР привела к созданию шарашек, где ученые работали под надзором. По  сути, шарашкой был и проект в Лос-Аламосе, но для Америки это было скорее исключением, а для Советского Союза правилом.

Вообще советская наука развивалась куда драматичнее чем любая другая. В первые годы советской власти они переманивали старых царских ученых. Но многие бежали, некоторых удалось заманить назад  и не отпустить как академика Капицу, например. Затем были репрессии и казни. После войны, осознав важность науки, власти приходилось работать с людьми иных взглядов, закрывая глаза на их вольнодумство. Максимально это выразилось в фигуре академика Сахарова. Возможно, все это и сформировало образ советского ученого, который был и демиургом, и героем. Это всесторонне проработанный образ в отечественном кино, а в американском это не так. В американской традиции образ ученого не сформировался.  Поэтому Оппенгеймер как герой гораздо мельче советских образов ученых. И мы видим, как избыток ученых в США приводит к конкуренции между ними, чем пользуются администраторы, которые тоже начинают конкурировать друг с другом за власть и должности. Оппенгеймер доказывает, что он ученый, время от времени чертя на доске схему организации производства, но от этого он не становится больше похож на ученого, а скорее на Сашу Белого из сериала «Бригада», который также чертил схему получения прибыли преступной организацией. Борьба с коммунистами в своих рядах в данном случае лишь механизм сведения счетов и способ не быть должным лично Оппенгеймеру за организацию «Манхэттенского проекта».  Объяснение о мести ученому злопамятного завхоза выглядит совсем неубедительно.

Главная коллизия фильма - допрос Оппенгеймера правительственной комиссией. Главный вопрос - связь с коммунистами и главная авторская задача доказать, что на самом деле он не коммунист и никакого отношения к ним не имеет. Это еще более принижает героя, который не властен иметь какие-то нестандартные взгляды и несвободен в своих мыслях. По авторской трактовке у него мыслей, не относящихся к делу, просто не было. Коммунистом был брат и любовница и жена в прошлом, ну и коллеги. А он вообще думал все время о науке. Если не вполне раскрывал властям товарищей, имеющих контакты с СССР, то от честности, если иногда раскрывал, опять же от честности. Потому что патриот. Характер вышел не очень цельным, а герой не очень сильным, но, правда, он списан с реального человека, биография которого известна, а любой человек противоречив и неоднозначен. А в отсутствии устоявшегося стереотипа, как в советском кино, его и выстроить не от чего.   Но это наверно и верно в стране, где не было культа науки и где ученых ценят гораздо ниже предпринимателей. Был бы предприниматель и актеру было бы понятно что играть и режиссеру что ставить.

рецензия, кино

Previous post Next post
Up