May 09, 2019 15:53
Дядя Саша Козлов умер
Дядя Саша Козлов сопровождал меня с детства. На общесемейных встречах, в каких-то мероприятиях по переноске чего-то с папой, ну и конечно на даче, где он построил соседнюю с бабушкой дачу. Дядя Саша был ее младшим братом. И не совсем, а на половину по маме - моей прабабушке. Хотя он был младше бабушки на девятнадцать лет и потому по возрасту был ближе к маме. Он был старше ее на пять лет. В детстве они часто встречались. Она рассказывала, как они пытались утопить котенка, думая, что кошки боятся воды, но к их удивлению котенок погреб лапками и выплыл. Потом они выросли.
Дядя Саша бегал с фотоаппаратом по двору своего дома на Донской улице и встретил соседку Нину на два этажа выше. Нина была фоторедактором в ТАССе и сказала, чтобы он ей показал фотографии, а она как профессионал их посмотрела. Он пришел и вскоре они поженились. Ему было тогда 18 лет, а Нине на 12 лет больше. Мама дружила с ним и его женой. Нина на ее снимках показывала как снимать. Как строить кадры по композиции. Сама Нина не снимала. Она была журналистом и до и после писала в разных газетах и журналах. «Крестьянке», например. Как-то она отвела маму к фотографу Штеренбергу, который фотографировал Маяковского и тот сделал ее фото. Мама купила фотоаппарат и всю жизнь снимала своим «Зенитом», пока тот не сломался в начале 90-х. Его выбрал маме дядя Саша. И его не отказались чинить.
У дяди Саши была дочь Ольга. Спортсменка. Она занималась моржеванием. Как-то они приходили к бабушке (она с мужем и двумя детьми). И там был я. И она только и говорила, что о моржевании. Она была старше меня лет на пятнадцать наверное. Ее дети подтягивались на турнике.
Потом его стала тяготить разница в возрасте и он дотянул до окончания школы дочерью Ольгой и развелся. Вскоре женился вновь на коллеге экономисте с работы. Женщине приземленной. У них родилась дочь Катя. Моя тетя, хотя она и была младше меня на четыре года. Она росла на даче на соседнем участке…
А потом посадили папу. И все стало гораздо хуже. Мы стали бедными родственниками. После школы я стал учиться в первом институте на искусствоведа. А это были 90-е. Обучение было платным. И ввиду инфляции они потребовали еще денег. Я решил, что это отличный повод бросить институт. И не переживал. Но дядя Саша решил помочь и мама заставила меня съездить к ним домой и взять деньги. Потом я его кончил. А когда поступил во ВГИК спустя много лет, дядя Саша сказал, что всегда верил в меня. Когда я задумал снимать свой первый фильм. То я попросил денег в долг только у него. И он дал. Хотя мы и не общались почти.
С тех пор прошло уже очень много лет. Умерла Нина. В прошлом году умерла его дочь Ольга. Недавно он написал мне в фейсбук. Рассказал о себе. О своих внуках. Посетовал на здоровье. Спросил о моих делах и моих родных. О делах я рассказал. О родных не стал. Папа не любит когда о нем рассказывают. Хотя они общались на даче каждый день почти до прошлого года. Было это с моей стороны несколько резко. Но на том наше общение и закончилось.
Вчера позвонила его жена и рассказала, что с похорон и просила его помянуть. Мы помянули. Они не хотели чтобы мы там присутствовали и потому так все сделали. Папа очень огорчился.
Дядя Саша здорово выручил меня тогда когда я снимал свой первый фильм. Единственный раз в моей жизни и единственный когда я просил и он дал. Он сделал это из симпатии ко мне, а не к маме или кому-то еще, как бывало. Его симпатия всегда была мне не совсем понятна. Он был достаточно далеким родственником. И все же. Думаю, что где-то в глубине души он был романтиком. Ведь он когда-то бегал с фотоаппаратом по двору. И во мне он видел свое отражение. Ведь я пытался заниматься искусством, чем он возможно хотел заниматься и сам.
Высокий, могучий, флегматичный человек. Он говорил всегда взвешенно, спокойно и никогда не выходил из себя. Я помню его фигуру, бредущую силуэтом вдалеке и больше никогда не увижу.
для памяти,
некролог