Проект "Соловки" - модель России

Aug 21, 2011 22:51

Оригинал взят у kodola в Проект "Соловки" - модель России

Проект «Соловки» - модель России.

Соловки вчера.

С глубокой древности, от VI тысячелетия до нашей эры, разные люди селились на островах: Соловки стоят в самом центре Белого моря, и пройти мимо просто невозможно. Зримый след людей со времён мезолита - стоянки и местонахождения, мастерские каменной индустрии, несколько десятков каменных лабиринтов, тысяча каменных насыпей, десяток-другой иных выкладок, необъяснимых сегодня, могильники саамов, чудские украшения, корельские захоронения... Калейдоскоп культур, до начала XV века находившийся на периферии событий.
Волна послемонгольского возрождения монашества, во главе которой стоял Сергий Радонежский,

привела к активному освоению Русского Севера религиозными подвижниками. Сергий Радонежский наказывал монахам «…не выходить из монастыря в то или иное село и не просить у мирян хлеба, но ожидать милости от Бога…», строго запрещал просьбы о подаянии, требование вкладов и пожертвований. Деятельный исихазм Сергия, вкусившего «божественные сладости безмолвия», породил и способствовал развитию нового типа монастырей, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, ведомую «на пустынном месте, тяжким трудом». Образ действий преподобного Сергия стал культивироваться как стереотип основания любого монастыря. Но уже в XV-XVI веках нестяжатель Нил Сорский «…нача… …глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием…».
Волна основания северных монастырей породила «Северную Фиваиду», тремя основаниями которой являются Кирилло-Белозерский, Валаамский и Соловецкий монастыри. Роль этих монастырей не ограничивалась только лишь религиозной сферой. Фактически, монастыри «Фиваиды» стали центрами огромных феодальных хозяйств; превратились в сильные, хорошо защищенные крепости; но самое главное - монастыри стали «высшей партийной школой» того времени, через которую прошло множество церковных и государственных деятелей. «Подготовка персонала» и проведение в жизнь политики московских князей неплохо оплачивалось.
Вряд ли знал основатель Троице-Сергиевой лавры, во что выльются его чистые помыслы: уже основатели «Северной Фиваиды» фактически призрели заповеди преподобного. Кирилл основал могущество Кирилло-Белозерского монастыря на скупке окрестных земель; на Валааме «...архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны…»; а соловецкие основатели при помощи неких «…светозарных юношей в виде ангелов…» (но действиями своими напоминающие рэкетиров) избили и изгнали с Соловков официальную владелицу архипелага - корелянку Ховру Тойвутову.
Жестокий XV век - век гибели «славянской Республики», Господина Великого Новгорода... Республика уже проигрывала свою войну с Москвой, проигрывали её и давние союзники Республики - корелы. В середине XV века корелянка Ховра внезапно продала свои богатейшие острова «... и в Соловках на море во островах отчина её и в Кузовах в островах…» за 3 рубля 50 копеек (стоимость трёх с половиной коней) новгородскому боярину Дмитрию; новый хозяин подарил острова своей матери, знаменитой Марфе Борецкой, которая, в свою очередь, передала острова Новгороду; Новгородское вече закрепило острова за монахами. Обычная история. Сегодня мы называем её красивым словом «рейдерство».
С тех пор мощь Соловецких островов много раз опаляла Московское государство, завладевшее центром Белого моря. Соловецкий монастырь XV века стал крайней северо-западной точкой расширявшегося Московского государства. Это уже потом - «Кемска волост», войны со шведами, присоединение Карелии, Кольского полуострова, части Финляндии… Всего того, что мы сегодня называем «Русский Север»: красивейшие, любимые всей страной места - гармония воды, камня и дерева.
В XVI веке Соловки озарил гений Филиппа Колычева, игумена Соловецкого, ставшего митрополитом Московским. Деятельный игумен Филипп оставил нам в наследство не только каменное соловецкое строительство - соборы, каналы, гавани, дороги… Он дал невероятный толчок развитию всей экономики Русского Севера, предлагал уничтожить опричнину, облегчить жизнь простого народа, хулил Грозного прилюдно в церквях… Грандиозный Святитель Филипп - единственный церковный иерарх, нарушивший главную церковную заповедь: «Вся власть - от Бога!». Митрополит, погибший «за правду», а не за «веру» и, потому, «широко не известный» в нашей истории. Символ Русского Возрождения, уничтоженный руками Иванов Грозных и Малют Скуратовых.
За век XVII Соловки дали России патриарха Никона, любимого ученика соловецкого отшельника Елеазара Анзерского. Учитель будущего патриарха стал первым православным монахом, опубликовавшим книгу о самом себе: до Елеазара рассказы о «себе, любимом» считались грехом гордыни.* *(«Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим») Любимый ученик горделивого отшельника, став патриархом Никоном, решил переделать мир. На том и погорел. Мы же до сих пор живём в реальности, сформированной соловецкими монахами - Елеазаром и Никоном. И название ей - Церковный Раскол.
В начале XVIII века молодой царь Пётр посетил Соловки, построил на острове Заяцком церквушку Андрея Первозванного и 16 августа 1702 года ушёл отсюда «на шведа». Ровно через 9 месяцев, 16 августа 1703 года на берегах Невы был рождён Санкт-Петербург: на островке Заячий в дельте Невы Пётр начал строительство собора Петра и Павла, куда (по легенде) заложил ковчежек с мощами Андрея Первозванного. Круг замкнулся, «окно в Европу» появилось.  
Следующий век Соловков - век XIX - стал новым символом Русского Возрождения. Правильно избранная pr-стратегия (использующая незначительный военный эпизод 1854 года), государственная поддержка и покупка новых технологий превратили Соловки в техническое чудо начала XX века: крупнейший флот на Русском Севере, крупнейшая валунная военная крепость Севера Европы, единственный в мире самоналивной док, единственные в мире озёрно-канальные системы, первая на Севере России радиостанция, первая на Севере России гидроэлектростанция… Куда там современным «инновациям»!
Но история подчас совершает немыслимые пируэты: по странному стечению обстоятельств именно соловецкие монахи провели в стенах соловецкого монастыря… первые в истории России демократические выборы, «переизбрав» игумена. Чуть позже большевики не придумали ничего нового и организовали на островах Соловецкий лагерь Особого Назначения - кровавую чекистскую мясорубку. Знали большевички историю: с конца XVI и до начала века XX Соловки были официальной тюрьмой Российской империи по содержанию государственных преступников, а соловецкие монахи три с половиной века усердно исполняли роли тюремщиков.
Таким образом, за шесть веков истории на Соловках случилось шесть событий, повернувших историю нашей страны. Недаром в Соловецком лагере Особого Назначения использовался лозунг: «Сегодня - на Соловках, завтра - в России!». Большевики историю знали…
Мы живём в веке седьмом от основания Соловецкого монастыря. И то, что произойдёт на Соловках «при нас», возможно, определит то, что произойдёт «с нами» в России.

Соловки сегодня.

Сегодняшние Соловки впервые описал в начале XVI века современник Филиппа Колычева - Эразм Роттердамский. В «Похвале глупости» сказано: «…рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают...». Это и есть первое описание современных Соловков. Сегодня здесь действительно «не сеют, не пашут», но «в житницы собирают» более чем приличные прибыли с туристической нивы: до полумиллиарда рублей прокручивается за летний сезон под брэндом «Соловки». Десятки тысяч туристов приезжают на острова, запоминая не только величие Соловков в истории, но и фиксируя в памяти парадоксальный диссонанс между стоимостью турпоездки и разрухой, царящей в посёлке. Впервые соловецкий «Город Глупов» был представлен мировой общественности после выборов нового Главы администрации посёлка. Последующие разоблачения действительности обнажили наше государственно-муниципальное устройство до полного неглиже:
•    глава администрации Соловков живёт сегодня в армейской палатке, потому что нет на острове муниципального жилья, пригодного к проживанию;
•    часть населения до сих пор живёт в лагерных бараках постройки 1928 года, огромная очередь из нуждающихся в муниципальном жилье и баракам бы рада, но даже в бараках свободных комнат нет;
•    очистные сооружения на Соловках отсутствовали всегда, жидкие бытовые отходы веками  сливаются в бухту Благополучия, благоухая в жаркие дни;
•    мусорные свалки не вывозились с архипелага со времён Царя Гороха;
•    соловецкие леса, бывает, горят, но лесное хозяйство давно в развале, а МЧС… не имеет права тушить лесные пожары;
•    но - самое главное - на Соловках игнорируются предписания прокуратур, постановления начальников разных уровней, милиции-полиции. То есть, на Соловках сегодня полная анархия, спустившаяся на бытовой уровень.  
Классика жанра: стоят на улице Северной на Соловках три дома. В первом есть вода, но нет канализации, во втором есть канализация, но нет воды… Но всё сливается под третий дом, в котором нет…. ни воды, ни канализации! Когда этот апофеоз «грамотного менеджмента и инноваций» был показан каналами НТВ и ТВЦ, а затем и Russia Today, соловецкий Глупов выплеснулся за пределы России. Большевистский лозунг «Сегодня на Соловках - завтра в России!», подтверждённый шестью веками соловецкой истории, вновь оказался актуален: сегодняшняя соловецкая разруха лишь отражение реальности ВСЕЙ современной России.   
Вдвойне (втройне, впятерне!) обидно за Соловки, которые дважды - в XVI и XIX веках - становились символом Возрождения России. Технически совершенные проекты Филиппа Колычева вполне созвучны с нововведениями соловецких монахов XIX века. И каким мыльным пузырём выглядит наша современная «инновационная политика» на фоне обломков былого соловецкого величия! Как бы посмотрел митрополит Филипп, пострадавший «за правду», на нынешний развал? Что сказал бы великий строитель и государственный деятель? Вряд ли бы плюнул в сердцах. Скорее, скрепя сердце, принялся за постепенное восстановление разрушенного хозяйства.  
Несомненно, что первым шагом великого экономиста и управленца XVI века стал бы полнейший аудит происходящего. Митрополит быстро бы понял, что в жизни Соловков фактически участвуют четыре стороны:
•    федеральный музей, номинально управляющий памятниками (приставка «федеральный» обозначает «Государство»);
•    Соловецкий  ставропигиальный монастырь, претендующий на владение всеми памятниками (читай - Церковь);
•    Население, в лице дефицитного муниципалитета, управляющего территорией в границах муниципального образования (то есть - Народ).  
•    Малый бизнес (строительство, туризм, сфера услуг или просто - Бизнес)
Соловецкая ситуация обнажает суть общей российской проблемы: отсутствие согласованных действий между основными сторонами современного российского общества - государством, церковью, населением и бизнесом есть следствие отсутствия общих правил игры; Закона, одинакового для всех без исключения.  
В XXI веке потребности Государства в создании «национальной идеи» стали очевидны и приняли зримое выражение: так и не придумав идеи современной, оригинальной, государство решило наступить на старые грабли. В начале XXI века заработал проект «РПЦ вместо КПСС», в рамках которого светскому демократическому государству (по крайней мере - согласно Конституции!) навязывают архаичное религиозное мировоззрение, уже один раз упустившее свою «Православную Империю». Этот проект «принудительного создания идеологии» невозможен хотя бы потому, что является обычным сговором Государства и Церкви, без учёта мнения Народа. При этом простейшая логика указывает, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве идея, дОлжная объединить ВСЕХ, не может быть однобоко «-национальной» или «-религиозной». Скорее стоит говорить об «общенародной», «социальной» либо «государственной» идеях.
При дефиците «полезных идей» стоит обратиться к собственному историческому опыту, и опыт Соловков, как лакмусовая бумажка времён, способен дать нам ключи к пониманию границ нового общественного договора. Достаточно в нашей истории «варягов со славянами» и столетиями «грызни за престол»; «православных империй», взрывающихся революциями; счастливого будущего за колючкой лагерей. Хватит. Пора принять свою историю без глянца и политических инсинуаций, прагматично используя лучшие примеры деятельности наших предков. Сегодня мы должны создать договор «здравого смысла», который вполне мог бы стать новой «идеей», объединяющей всех.

Соловки завтра.

1.    Государство должно признать, что обеспечить эффективное сохранение и использование памятников Соловков не сможет ни одна самостоятельная организация (ни РПЦ, ни Минкульт). За свою историю Соловки становились экономически эффективными дважды: в XVI веке за счёт государственной поддержки и бесплатной рабочей силы (трудники); в XIX веке за счёт государственной поддержки и частных пожертвований (паломники). Следовательно, сегодняшнее развитие Соловков кроется в государственной поддержке и инвестициях в сферу развития туризма - единственной доходной статьи Соловецких островов. Инвестиции в развитие инфраструктуры туризма на Соловках появятся лишь тогда, когда будут разработаны ОБЩИЕ правила игры. Раз так, ни о каких «преференциях» под видом  «реституции» не может идти речь. Архипелаг должен находиться под абсолютным контролем Государства, которое обязано обеспечивать соблюдение «общих правил» участниками «возрождения Соловков».
2.    Население должно осознавать свою историческую роль на Соловках: не  «Соловки для нас, но мы - для Соловков». Посёлок исторически сформирован вокруг центрального комплекса Соловецкого монастыря. Так было и в монастырские времена, когда сформировался посёлок для трудников, строивших и обслуживавших комплекс и его инфраструктуру; так было и во время Соловецкого лагеря; и во время господства на островах военной части. Сегодняшняя миссия населения Соловков - участие в восстановлении, сохранении и эффективном использовании исторических и природных памятников; обслуживание хозяйственной и туристической инфраструктуры Соловецкого архипелага. При этом Государство должно ввести понятие «уровня комфортности жизни» и обеспечить его населению муниципального образования - в случае одного отдельно взятого посёлка это вполне по силам даже Гондурасу.
3.    Церковь должна, наконец, переломить свой многовековой курс «обслуживания Государства». Зримыми символами такого перелома могут и должны стать две фигуры Русской Истории: Сергий Радонежский, как символ духовного возрождения, и пострадавший «за правду» Филипп Колычев, как символ Возрождения культурного и технического. При этом Церковь обязана обеспечить соблюдение религиозной терпимости на островах, особенно в свете истории Соловецкого лагеря Особого Назначения, где были уничтожены десятки тысяч представителей ВСЕХ наций и вероисповеданий.
4.    Бизнес, основанный на общих правилах игры, неизбежно окажется «встроенным» в социальную структуру, а следовательно, будет нести социальную ответственность «на местности» в пропорциональной зависимости от размеров доходов.
Таким образом, мы можем превратить Соловки не только в проект «возрождения и восстановления», но и создать на базе Соловецкого архипелага модель развития подобных территорий. На Соловках мы должны соединить усилия Государства, как основного держателя и инвестора (правда, пока чрезвычайно плохонького инвестора) Русской культуры; желания населения в достижении собственного комфорта и повышения уровня жизни; мечты Церкви о «возрождении духовности» и возможности Бизнеса, как сферу применения лозунга современной России - «инновации и технологии».
За шесть веков истории на Соловках произошло шесть событий, повлиявших на историю России. Мы живём в седьмом по счёту веке. И сегодня тот момент, когда выбор лучшего в нашей истории - не просто необходимость «общенародной идеи», но единственное условие выживания Русской государственности. Мы должны принять свою историю целиком и полностью, основывая на собственном опыте дальнейшее развитие Русской государственности.

© О.Е. Кодола, лето 2011, Соловецкий архипелаг

P.S. Пока писалась эта статья, стало известно о новом совещании по проблемам развития Соловецкого архипелага - 22 августа на нём будет предложена новая концепция развития территории Соловецкого архипелага. Проводиться оно будет в Москве, и никого из представителей поселковой администрации на него не пригласили. Это вдвойне странно, так как именно сейчас на Соловках проходят предварительные общественные слушания Генерального плана, создание которого финансировалось из областного бюджета и пока является единственным законным документом, определяющим развитие посёлка. Повторяется прошлогодняя история - опять «Москва» показывает свои имперские амбиции, не учитывая сути процессов, происходящих на Соловках в данный момент. Мы напоминаем всем, кто принимает участие в работе любых комиссий по составлению «программ» и «концепций»: какие бы решения не были приняты на «московских» совещаниях - они должны пройти экспертизу Общественного совета Соловков согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

©А.А. Ефипов, глава администрации МО «Сельское поселение Соловецкое»

Previous post Next post
Up