Кое-что про советское станкостроение

Apr 28, 2016 21:18

Был я молод.

Ну да, не поступил после школы с первого раза в МВТУ, балла не хватило. Я же был человеком второго сорта - иногородним. Так что вернулся домой, в Набережные Челны. Нужно было на работу устраиваться и папа повел меня на литейный завод КамАЗа, к одному из своих знакомых. Понятное дело, место он мне предложил поинтереснее, где не только руками нужно было шевелить, но и головой соображать. И называлось это место участком по ремонту гидропневмоаппаратуры.

Без работы наш участок не сидел. Если кто-то представляет литейное производство, тот понимает, что дело это нечистое. Грязное даже. Песок, уголь - основные компоненты формовочной земли. И опять песок из которого делают стержни. Нет, не те стержни, которые вы в ручки запихиваете, а те, которые нужны для того, чтоб в отливках оставались пустоты там, где это требуется. Ну и высокая температура, само собой. А на формовочных линиях, которые до сих пор работают на том заводе, пневматики и гидравлики было предостаточно. Ее мы и ремонтировали.

Работать с этой техникой было приятно и интересно. Хотя бы потому, что вся гидравлика весьма красива. Полированные поверхности, хитро фрезерованные элементы насосов, микронные допуски. Ну и то, что подавляющее большинство гидро- и пневмотехники было импортными, тоже добавляло удовольствия.

Удовольствие начиналось со сборочных схем. На которых в изометрии были изображены все детали. Для того, чтоб разобрать и потом собрать очередное устройство даже язык знать было не нужно. Неважно, было ли это итальянское или американское оборудование, те, кто готовил документацию для обслуживающего персонала, рассчитывали на специалиста, который мог по рисунку отличить бублик от кукурузины. Этого, практически, было достаточно.

И все вот это великолепие работало. Насосы качали. Клапаны перепускали. Цилиндры двигали.

А потом в наш ремонтный цех привезли новый станок. Внутришлифовальный станок советского производства. Поставили. Смонтировали. Включили.

И он не заработал.

Шлифовальную головку должен был крутить пневмодвигатель. Скорость по паспорту у этого пневмодвигателя была совершенно сумасшедшая - 250 000 оборотов в минуту. Можете себе представить такую скорость? Ох, сомневаюсь. Ну ладно, ладно, допустим, можете.

Вот только это в паспорте было написано, 250 000 оборотов в минуту. А по факту скорость двигателя равнялась совершенному нулю. То есть он вообще не крутился. Никак.

Точнее, не крутились. Потому что всего таких двигателей было три: два побольше, по 250 000 оборотов и один поменьше, всего на 150 000 оборотов в минуту.

Он тоже не заводился.

Новый двигатель. Советского производства. Только что с завода.

Не заводился.

Поэтому совершенно новые двигатели принесли в ремонт.

Ну дальше ничего интересного не было: наши лучшие специалисты их разобрали, покумекали, собрали. подключили воздух, открыли вентиль и двигатель закрутился.

А теперь я бы любителей и прославлятелей всего сделанного в СССР хочу спросить: но почему же они сразу не стали работать?

Я этого так до сих пор и не понял. Хотя прошло с того момента уже тридцать семь лет.

Вспоминаю, пятилетку за три года!, про меня, почему Россия не...

Previous post Next post
Up