В Тихвине поставили новые остановки. Я, правда, уже писал про такую рядом с нашим домом. И в конце покажу, как смогли сделать благоустройство за остановкой со второго раза.
Но подробнее я хочу поговорить про язык.
Тихвин - древний русский город. Его русские основали, а не древние греки заложили, как якобы сакральную Корсунь (это так в славянских рукописях Херсонес переиначили). Ну и неплохо было бы в русском городе, который то и дело претендует на то, чтоб стать интересным для туристов, любить и знать русский язык. И писать вывески и аншлаги, объявления и рекламные щиты на хорошем русском.
Однако повальное безразличие ведет к тому, что в городе появляются настоящие шыдэвры.
Интересно, кто-нибудь знающий русский язык был среди тех, кто писал эти названия на остановки? Ну или хотя бы кто-нибудь, умеющий пользоваться Интернетом? Понятно же, что иметь на рабочем столе справочник Розенталя тем, кто занимается «дизайном» не положено. Они шрифт выбирают, а это дело трудное. Ну а корректора на такие мелочи кто приглашает?
Возможно, именно из-за трудности выбора теперь на тихвинских остановках будут красоваться неграмотные надписи, выполненные каким-то шрифтом, переделанным на скорую руку из латиницы народным умельцем. Почему я так думаю? На это указывает совершенно нерусская буква «к». Такие шрифты были широко распространены в начале девяностых, когда только начинала развиваться верста и дизайн с использованием персональных компьютеров. Сегодня даже совершенно западные фирмы, разрабатывающие шрифты, знают, как выглядят символы кириллицы и едва ли допустят такой косяк.
Для тех, кто не знает, как нужно писать наращения (это буковки, что к циферкам прилеплены, если кто не знает) [помогут специалисты] помогут специалисты
Когда и как применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.
Наращение не используется:
В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений.
При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января.
Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.
В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50-60-е годы, в 80-90-х годах;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м - 20-х рядах.
Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой - словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.
Литература:
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.