О неизвестном авторе известной фразы

May 02, 2019 14:12

Кaждый нaрод имеет то прaвительство, которое он зaслуживaет.

Фраза эта так известна и так часто употребляется, что кажется всем самой собою разумеющейся. Смысл сомнений ни у кого не вызывает и все в толковании её так единодушны, что, как правило, ни у кого не возникает желания пускаться в какие-то литературно-исторические штудии.

Ну, в самом деле, если правительство подобно «наказанию божьему» (а «заслуживают» обычно именно наказание), то кто в том виноват? Ясное дело: народ, который это правительство избрал или, на худой конец, терпит его.

В силу этой самой ясности и логической безупречности, свойственной народным пословицам, эта фраза как пословица и воспринимается. Потому и нет особого желания задаваться вопросами, кто это сказал и по какому случаю.

Но эти вопросы вовсе не лишены интереса. Тем более, что связь с Россией тут самая прямая.

Это фраза из письма, посланного 15 августа 1811 года из России послом Сардинии (тогда этот итальянский остров был отдельным государством) Жозефом де Местром (1753-1821). Этот католический философ, писатель и дипломат представлял свою страну в России 14 лет ( с 1803 по 1817 год). Он, понятно, живо интересовался всеми начинаниями нового императора (Александра I) и вот как раз о них-то он пишет в этом письме, они-то и побудили его написать эту фразу.

И вот что тут примечательное - так это мотив. Контекст тут совсем другой, а не тот, к которому сейчас все привыкли. Де Местр здесь не говорит о плохом правительстве. Напротив, его волнует то, как бы форма правления в России не стала «лучше», то есть, более европейской. Известно, что в начале своего правлении Александр («дней Александровых прекрасное начало», по Пушкину) молодой император был настроен по-реформаторски, при дворе бродила мысль и если не о Конституции, то о чем-то похожем, что ограничивало бы всевластие царя. Вот как раз этот-то и беспокоило Жозефа де Местра, который был убежденным консерватором и противником всех европейских революций.



В своем письме к своему другу кавалеру де Росси: "…Меня весьмa успокaивaет мое прaвило: кaждый нaрод имеет то прaвительство, которое он зaслуживaет. Я все более убеждaюсь, что для России не годится прaвительство, устроенное по нaшему обрaзцу, и что философические опыты Его Имперaторского Величествa зaкончaтся возврaщением нaродa к первонaчaльному его состоянию - в сущности, это и не столь уж большое зло. Но ежели сия нaция воспримет нaши ложные новшествa и будет противиться любому нaрушению того, что зaхочет нaзывaть своими конституционными прaвaми, если явится кaкой-нибудь университетский Пугaчев и стaнет во глaве пaртии, если весь нaрод придет в движение и вместо aзиaтских экспедиций нaчнет революцию нa европейский мaнер, тогдa я не нaхожу слов, чтобы вырaзить все мои нa сей счет опaсения…Одно совершенно очевидно - российский Имперaтор стыдится своей влaсти и желaет утвердить оную, постaвив ее под глaвенство зaконa. Избaви меня Бог откaзaть ему в увaжении зa тaковое стремление, однaко же нельзя и не признaть, что он шутит с огнем…"

Смысл послания ясен: русский народ патриархален, царелюбив и монархист по своей сути, и привычный ему строй в виде неограниченного самодержавия ему подходит как нельзя лучше. И менять это правление, значит «шутить с огнем».

Такова мысль сардинского посланника. И такова история этой фразы.

Но сама по себе эта мысль бесспорна, конечно, каким бы ни был её контекст. Тем более, что этот посланник в своем суждении был совсем не одинок. Французский мыслитель Шарль Монтескье в своем труде «Дух законов» сказал ведь то же самое, а именно: «каждый народ достоин своей участи»...

Что тут возразишь?

P.S.

Кстати, этот посланник известен не только своей фразой, вошедшей в русские поговорки. Это был и незаурядный и писатель, и политический мыслитель. Его книга "Санкт-Петербургские вечера", написанная им в период пребывания в России, оказала немалое влияние на творчество многих русских писателей, среди которых Толстой, Достоевский, Тютчев, Чаадаев и др.



Previous post Next post
Up