Судья, вынесший приговор по делу 'Русского дома селенга', - в эксклюзивном интервью 'МН'.

Oct 10, 2008 20:10


Больше года в Волгограде продолжался суд над президентом 'Русского дома селенга' Александром Саломадиным и вице-президентом этой же компании Сергеем Грузиным. Все это время процесс вел председатель Краснооктябрьского райсуда Тельман Абреков. Недавно он огласил приговор: подсудимым назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества

и отбыванием срока в колонии общего режима. Сейчас осужденные и их адвокаты готовятся обжаловать приговор в областном суде. Тем не менее процесс закончен. Но некоторые вопросы остаются. Ответы на некоторые из них корреспондент 'МН' попытался получить у Тельмана Абрекова.
- Виноваты ли были только сами подсудимые, или виноваты доверчивые вкладчики, или же виновато государство, которое все это допустило?
- Саломадин и Грузин, конечно, виноваты. Я считаю, они сознательно все сделали. Я давно работаю судьей, самых разных видел подсудимых. Но такого циничного, пренебрежительного отношения к людям, как у Саломадина и Грузина, не встречал. Только циничный человек мог так поступить в отношении простых вкладчиков. Допустим, обманули бы там богатых. Мафию обворовали. Но очень тяжело воспринимать, когда ограбленными оказались более двух миллионов рядовых граждан, многие из которых отдали последнее. Что касается самих вкладчиков... Поверьте, только через меня их прошли сотни, сотни. Абсолютное большинство вкладчиков 'Русского дома селенга' - пенсионного и предпенсионного возраста, участники войны, инвалиды. Они привыкли верить напечатанному, верить сказанному с экрана телевизора. Можно осуждать их за неистребимое желание заработать деньги, при этом ничего не делая. Но не забывайте, что тогда была дикая инфляция. Бабушки,
дедушки положили свои кровные с тем, чтобы хоть немного заработать. Чтоб их со временем могли похоронить с достоинством.
Виновато ли государство? Да, государство знало о том, что происходит.

Но государству было выгодно существование таких компаний. Они же платили все налоги. То есть они делали вид, что занимаются законной деятельностью, а государство делало вид, что их деятельность законна. И всех это устраивало. Пока дело не приняло слишком большой размах. Они не вернули 1 миллиард (в то время триллион) рублей. Прокрутили почти 3 миллиарда. Но два миллиарда все же вернули. То есть государство с этих сумм получило налоги, другие бюджетные и внебюджетные платежи.

- Как вы думаете, а могли государственные чиновники закрывать глаза на то, что происходит, за взятки?

- То, что руководители РДС 'заинтересовывали', скажем так, государственных чиновников, это бесспорно.

Саломадин и Грузин заявили, что они считают это нормальным.
Но это не наш вопрос, мы были ограничены рамками уголовного дела. Материалы проверок в отношении, скажем так, остальных лиц, проходивших по делу 'Русского дома селенга', выделены в отдельное производство. Этим занимается прокуратура, управление внутренних дел. Но я, честно говоря, думаю, эти материалы в суд не вернутся. Их сейчас расследуют, но, скорее всего, этим дело и закончится.
- Что за люди - Саломадин и Грузин? Это просто мошенники или талантливые предприниматели, которые приложили свои способности не туда?
- Безусловно, Саломадин и Грузин воспользовались тогдашней экономической ситуацией. Очень умно и умело воспользовались желанием людей куда-то вложить свои сбережения и что-то от этого получить.
А потом они ошалели от той денежной массы, которая на них свалилась. Они и не знали, что с ней делать. Многие их действия просто лишены логики. Они создавали предприятия, которые не приносили прибыли. Заявляли об амбициозных проектах, которые не доводились до конца.
Деньги РДС они использовали по своему усмотрению, как свои собственные. Учреждали, например, новую компанию. Брали деньги у РДС, скажем, 500 тыс. руб., а вносили в уставный капитал новой фирмы как физические лица и таким образом становились ее владельцами. Сами назначали себе зарплаты, персональные надбавки. Всего от пяти компаний они получали до 100 тысяч долларов в месяц.
- Недавно прошел суд над владелицей 'Властилины', теперь вот ваш процесс. Как вы думаете, станет ли это каким-то уроком для граждан, чтобы не были слишком легковерными, для предприимчивых дельцов, чтобы не нарушали закон?
- Все новое - это хорошо забытое старое. Ранее что-то подобное уже было, я думаю. Пройдет время, и все повторится.

ДОСЬЕ 'МН'
Александр САЛОМАДИН, 1962 года рождения. Вдовец, жена погибла в автокатастрофе. Есть дочь 13 лет. Образование высшее, окончил Волгоградский политехнический институт. После окончания института начал делать карьеру в комсомоле, потом был начальником отдела Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области.
Сергей Грузин, 1969 года рождения. Холост. Образование среднее специальное. Работал также в комсомольских организациях, а затем в Комитете по делам молодежи администрации Волгоградской области, где и познакомился с Саломадиным.
5 февраля 1992 года администрацией Тракторозаводского района г. Волгограда было зарегистрировано ТОО

'Русский дом селенга'. Саломадин стал президентом новой фирмы, Грузин - вице-президентом.

По данным следствия, в России и СНГ действовало 73 филиала и около 800 представительств АОЗТ
'Русский дом селенга'. За два года они заключили с вкладчиками 2 400 000 договоров 'селенга' (от искаженного английского selling) и собрали 2 837 515 715 960 рублей в старом исчислении. За весь период своей деятельности РДС не заработал ни копейки прибыли. 'Премии селенга' выплачивались сначала из денег, которые несли новые вкладчики. Затем выплаты прекратились.
Только по данным, которыми располагает следствие, лично Саломадин и Грузин заработали в РДС и созданной ими системе лжепредприятий 'Союз' по восемь с лишним миллиардов рублей в старом исчислении. Но имущество обвиняемых, арестованное в рамках уголовного дела, в сотни и тысячи раз меньше названной суммы. Собственность, принадлежащую РДС, теперь по крохам собирает конкурсная комиссия, с тем, чтобы хотя бы частично расплатиться с вкладчиками.
Previous post Next post
Up