Плющиха. Окрестности. Вторая часть.

Aug 25, 2014 16:49

Оригинал взят у koroleni в Плющиха. Окрестности. Вторая часть.
Вы как хотите, а я дальше прогуляюсь.
В прошлом посте с Плющихи свернули на ул. Бурденко (Долгий переулок), теперь можно вернуться обратно на Плющиху.
Тут еще есть на что посмотреть.
С Плющихи этот дом малозаметный, его скрывают яблони, даже сейчас, когда нет листьев, только отдельные яблочки светятся, не очень разглядишь.



Во дворе всегда милицейские машины стоят. И сейчас стоят, только правее, уж поверьте. Что там за милицейская контора - неясно.

Далее весь курсивный текст: Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

В самом конце Плющихи, там, где она, по сути дела, сливается с Девичьим полем, решил поселиться поближе к клиникам университета известный врач-гинеколог В. Ф. Снегирев. Он заказал архитектору Р. И. Клейну проект особняка (N 62), который тот сделал в романтических традициях европейского средневековья: острые верхи щипцовых крыш, башенки, балконы - ни дать ни взять, маленький замок. В. Ф. Снегирев прожил здесь с 1895 по 1916 г.(Романюк С.К.)

Мне повезло, что на этот раз двор элитного дома по соседству с особняком Снегирева был открыт.
Вот такой симпатичный домик:


Я обошла дом с другой стороны:




Насчет злых собак: приятно познакомиться, как говорится.
Так что фотографии эти сделаны с риском для жизни.


Поскольку про этот дом в сети почти нет фотографий, я ему уделила больше внимания.



Рядом дом, тоже №62.

Плющиха переходит в ул. Еланского, пройдемся немного по ней, чтобы посмотреть на профессора Снегирева:



Снегирев Владимир Федорович
1847-1916 гг. Знаменитый гинеколог, заслуженный профессор Московского университета, один из основоположников русской научной и оперативной гинекологии.
В.Ф. Снегирев был директором гинекологической клиники, которая ныне носит его имя.
В.Ф. Снегирев первым стал интересоваться новыми в то время методами лечения рака - лечение лучами Рентгена и радия. Его можно считать первым онкологом в своей специальности.



Памятник находится у здания акушерской и гинекологической клиники, которое было
построено одним из первых при создании городка университетских клиник на Девичьем поле в 1889 году (архитектор К. М. Быковский) по инициативе профессора В. Ф. Снегирёва на деньги Т. С. Морозова и Е. В. Пасхаловой.
Надстроено в 1936 году.





Посмотрели на Снегирева, теперь пойдем назад на Плющиху.

На улице Еланского, дом 2 находится
Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле:



Большой пятишатровый храм был построен в 1894-1897 гг. как главный храм Клинического городка Московского университета на Девичьем поле (архит. А.Ф. Мейснер и А.А. Никифоров). В 1911 году в храме были устроены еще два придела.
Освящением церкви официально завершилось строительство клинического городка. Она стала домовой церковью для всех клиник на Девичьем поле, а прихожанами ее были врачи, обслуживающий персонал, больные и студенты.
Поразителен замысел расположения храма. Он стоит в начале внутренней аллеи клинического городка (по обеим сторонам застроенной медицинскими заведениями) около акушерской клиники, где рождались в мир младенцы, которых крестили часто именно в этом храме. Здесь начиналась новая жизнь - физическая и духовная. А завершала аллею та самая часовня святого Димитрия Прилуцкого, где отпевали умерших в клиниках: часовня стояла около Патологоанатомического института, в который упирается аллея. Оттого эту длинную, узкую аллею называли «аллеей жизни»: она символизировала жизненный путь человека от его рождения в мир и до смерти, начинавшийся и заканчивавшийся православным храмом.
В 1931 году храм был закрыт, поскольку на его здание претендовал рабочий клуб соседнего завода «Каучук» . Приходской общине храма отказали в регистрации. Официальная причина отказа была чисто советская: действующий храм не может располагаться рядом с культурно-просветительскими и общественными учреждениями (вероятно, имелись в виду Первый мединститут и местные клиники). Здание храма использовали под «культпросветчитальню», потом под спортивный зал, под аптеку, под склад и под институтский музей. Для этого здание соответствующим образом перестроили, чтобы придать ему должный вид без намека на «культовую» принадлежность. Уже в 1930-х годах его легкие, красивые, будто слепленные из снега шатровые главы и колокольня были снесены, в стенах пробиты окна, внутри возведены перегородки и уничтожена отделка.
А в начале 1990-х годов в храм вернулась церковная жизнь. Отсюда.

Через дорогу от храма - Дом культуры химиков завода «Каучук»( Плющиха,64), арх. К.С. Мельников, 1927 год. Памятник архитектуры конструктивизма. Теперь они мирно соседствуют друг с другом и особняком Снегирева. Хотя за дом Снегирева мне как-то боязно.





От клуба "Каучук" пойдем по 2-му Труженикову переулку и завернем в Большой Саввинский.
Посмотрим, что сейчас с усадьбой Грачева. Совсем недавно она была в удручающем состоянии.

Как и во многих других местах за Земляным городом, в конце XVII и XVIII здесь, на берегу Москвы- реки, располагались загородные имения богатых владельцев, перешедшие позднее к фабрикантам, устроившим в барских усадьбах крупные промышленные предприятия. Так по правой стороне Большого Саввинского переулка находятся гардинно-кружевная фабрика имени Тельмана и шелковая имени Свердлова. Наверно так и останется загадкой, почему эти фабрики легкой промышленности носят имена революционеров, ведь они, кажется, не имели отношения ни к кружевам, ни к шелку.

Большой Саввинский - совсем уж окраина Москвы была. В нем доживают свой век такие нестоличные домики:





И такая вот прелесть:


А вот и главный дом усадьбы купца А. Д. Грачёва, (Большой Саввинский, дом 6) владельца текстильной фабрики, находившейся на огромном участке. 1816 года постройки (кроме 3-го этажа, устроенного в 1840-х).
Здесь мы видим дом в состоянии, когда он использовался под квартиры:


Фото 1990-1997 г.

А вот сейчас:




Рядом - два дома (N 8), которые занимало общество распространения технических знаний, устроившее там среднее механико-техническое училище: быстро развивающаяся промышленность остро нуждалась в технических кадрах и вполне естественно, что общество приобрело этот участок как раз между двумя большими фабриками - соседом справа была суконная фабрика "Товарищества братьев В. и Н. Ганешиных, слева - "Товарищество ситцевой фабрики Альберта Гюбнера". Дата постройки одного из зданий училища видна на нем самом: между первым и вторым этажами написано "1882".




У меня так много фотографий из Большого Саввинского, потому что я здесь давно не была и почувствовала себя совершеннейшим путешественником в собственном городе! И не туристом, туристов сюда не водят.





Деревянное живописное здание на том же участке, но справа от предыдущего, было выстроено в 1878 г.

Обратно можем пойти по 1-му Труженикову переулку, можно было бы зайти на Погодинскую улицу, к Погодинской избе (рядом совсем), но я о ней уже как-то писала, а если зайти всюду, куда бы мне хотелось, пост мой растянется на 100 метров.

Итак, идем по 1 Труженикову. И ведь не поспоришь, что Москва - большая деревня:






На пересечении 1-го Труженикого переулка и 2-го Вражского - Церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста. Это мы вернулись к тому пустырю на Плющихе,(из прошлого поста) который уже лет двадцать там, после того как снесли дом Апраксиных и еще один дом с белокаменным подвалом или даже подземным ходом. Церковь как раз напротив.

Воздвиженская церковь построена стольником Василием Шереметевым в 1701 г. Однако от первоначального здания осталось немного, ибо в следующем столетии оно было значительно перестроено.

Воздвиженская церковь памятна тем, что в ней 25 мая 1901 г. состоялось венчание Ольги Леонардовны Книппер и Антона Павловича Чехова. Хотя многие и догадывались, что знаменитый писатель и актриса симпатизируют друг другу, но о венчании никто не знал: как писал Чехов Ольге Леонардовне, "если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не свершится, - то я повенчаюсь с тобой в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться".
Они разработали хитрый план: на венчании присутствовали только необходимые четыре свидетеля - брат и дядя О. Л. Книппер со стороны невесты и два каких-то студента со стороны жениха, а их друзья были собраны вместе далеко от церкви. "Однажды Антон Павлович, - вспоминал Станиславский, - попросил А. Л. Вишневского устроить званый обед и просил пригласить туда своих родственников и почему-то также и родственников О. Л. Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и наконец получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь венчаться, а из церкви поедет прямо на вокзал и в Самару, на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли бы помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума. Свадебная помпа так мало отвечала вкусу Антона Павловича".
С тех пор как в 1931 г. Моссовет, "принимая во внимание острую необходимость рабочих фабрики „Труд" в помещении для столовой", закрыл Воздвиженскую церковь, она стала медленно, но верно ветшать и разрушаться, и только недавно ее стали восстанавливать и в ней возобновилась служба.

Вот так церковь выглядела в 90-х:




Вот мы и вернулись на Плющиху, перейдем на другую сторону и свернем в 1-й Неопалимовский переулок, здесь я хочу показать вам очень симпатичный особнячок (дом 4):



Этот дом в начале XIX в. принадлежал титулярной советнице Е. В. Поляковой. В 1820-х гг. его владельцем был Д. Ф. Дельсаль, преподававший французский язык в Благородном пансионе, а здесь содержавший частный пансион. В середине века он переделывает ампирный особняк соответственно вкусам того времени. Теперь в этом доме находится редакция журнала "Наше наследие".
Вот что пишет редакция "Нашего наследия":
"Находившуюся у стен особняка помойку мы превратили в зеленый московский дворик, высадив там около сотни видов деревьев, кустов, цветов и трав, характерных для Москвы XIX- начала XX века. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина мы установили в нашем саду удивительный памятник А.С.Пушкину, выполненный скульптором Л. Гадаевым. Это необычное изображение поэта, на мой взгляд, один из лучших ему памятников, стало московской достопримечательностью. В саду стоит также небольшой скульптурный портрет А.Блока, а вскоре Л. Гадаев установит здесь своего бронзового И.Мандельштама. Словом, мы делаем все, чтобы дом нашей редакции олицетворял в столице то, как надо относиться к культурному наследию, а не только писать и вздыхать о нем."
И ведь правду пишут. Садик у них удивительно милый, не поверишь, что в 50-ти метрах шумит Садовое кольцо. Насчет того, что памятник стал московской достопримечательностью - можно поспорить, летом его не видно за кустами и диким виноградом, которым заросла ограда. А двор обычно закрыт. Народу, конечно, памятник такой не нравится, это что за "солнце русской поэзии такое корявое?", даже когда я снимала этот памятник через решетку ограды, проходящий мимо мужичок сказал: "КрасавЕц", вложив в эту реплику сколько мог сарказма. Мне же этот памятник очень нравится . Особенно он хорош именно в этом дворике.
К сожалению, в прошлом году скульптор Лазарь Гадаев умер.







Александр Блок.

Читала, что арендная плата стала очень высока для редакции журнала.
Будет очень жаль, если особняк сдадут кому-нибудь еще, а те, конечно, вставят пластиковые окна, ну и т.д.


Кстати, на доме висит мемориальная доска Лихачеву - тоже сделанная очень по-человечески.

Пойдем по 1-му Неопалимовскому обратно в сторону Плющихи, потом свернем в Новоконюшенный переулок. Здесь на углу Новоконюшенного и ул. Бурденко, дом 16 - ничем вроде не примечательный дом:


С 1915 года и в течение долгого времени в этом доме жила семья Флоренских. В шестидесятую годовщину со дня смерти отца Павла в квартире Флоренских создан музей, а на стене дома открыта и освящена памятная доска.

Ну, и всё. Спасибо за компанию и за внимание!

Здесь наш, не слишком рациональный маршрут:



Из пункта а в пункт б - прошлый пост.
Из пункта б в пункт в - этот.

Плющиха

Previous post Next post
Up