На днях генеральный вернулся с очередных конференций и снова заговорил о том, что не утихают обсуждения «газеты умрут, все в интернет», но при этом «основные деньги дают печатные СМИ». Я конечно не являюсь владельцем заводов, газет пароходов, но работаю в газете уже почти 20 лет, поэтому кое в чем разбираюсь, а значит мнение своё могу иметь. Так сказать взгляд со стороны.
Для начала по основным тезисам.
1. Газеты умирают, всё уходит в интернет.
Не в нашей стране.
Если мы, как о достижении, пишем что в каком-то поселке под Бычихой поставили таксофон и теперь там есть связь, то о каком «всё в интернет» может идти речь. По некоторым данным чуть более 70% россиян имеют интернет, при этом насколько часто пользуются - немного другие цифры. И это мы не говорим о качестве интернета. Ибо только несколько месяцев назад в Магадан завели оптоволокно. А значит только недавно там появился хороший канал связи.
2. Реклама в интернете растет, но основные деньги в печати.
Эта ситуация напоминает мне суету вокруг солнечных батарей. Со всех сторон мы слышим и скачкообразном росте использования этого альтернативного способа добычи электричества, а по факту оказывается, что
солнечные батареи дают чуть более 1% энергии от общего объема. А более 90% - это старые добрые способы. Т.е. как мы видим - резкий скачок с нуля не означает фактические результаты, если мы получали 1000 рублей в интернете за рекламу, а стали получать 10000 - увеличение в процентах в разы, а по факту - ничтожно. Второе и главное: основную массу рекламных денег получают гиганты - Яндекс, Гугл и прочие, которые даже свои поисковые и статистические алгоритмы регулярно подкручивают по СВОЮ рекламную прибыль.
3.Компьютеры (пк, десктопы) - ничто, мобильные гаждеты - все. Скоро всё будет там.
Опять же, для нашей страны, всё там не будет. Не скоро, это точно.
По одной простой причине: сегодня огромная масса людей пользуется на работе ПК, огромная масса людей дома выходит в тырнет не с телефона, у многих и смартфон, и планшет не позволяет качественно пользоваться интернетом. А еще я знаю людей (как минимум 7 человек), у которых выход с телефона в интернет вообще невозможен, такие у них телефоны...
2. Еще недавно все говорили о сайтах, вчера , что сайты ерунда, главное в соцсетях, а сегодня уже говорят, что главное мессенджеры.
Это крайне однобокое видение! Зачастую, обсуждаемое в соцсетях - это однажды запущенный с какого-нибудь сайта ссылка (демотиватор, ролик, картинка, новость), который хорошо там прижился и бурно обсуждается. Да, есть те кто обсуждает мнение какого-нибудь. Но свое мнение этот кто-нибудь взял из новости с какого-то (кто бы мог подумать) сайта. А что касаемо мессенджеров, то там собираются группы строго по определенных признакам - общие интересы. Никогда мессенджеры не заменят СМИ. Это как курилка на предприятии - обсуждение того, что узнали за её пределами. Более того, различные рекламщики и предлагатели своих услуг оттуда выпинываются, как злостные спаммеры, если конечно это не созданая специально для подобного группа в Ватсапе.
Ну а теперь что хотел сказать.
Прежде всего, всё непонимание ситуации - оно объективное. Распространение информации сделала такой бешеный рывок, что сегодня никто не понимает к чему это приведет, как этим пользоваться и как на этом можно заработать. Сегодня наблюдается конфликт так сказать поколений. Мы, васпитанники старой школы - мы знаем все о том как донести до читателя свою мысль, как уболтать рекламодателя, как правильнее заработать в газете. В печатной версии. А как быть в интернете, где что хочу то и читаю, бесплатно захожу на сайт, не понравилось - ушел, где рекламу режут специальные плагины, где читатель не привык к аналитике или большим текстам, где нужны картинки, видео, кубы и гифки? Т.е., всё то, чем мы никогда не занимались!!! Мы тут же бежим искать а кто знает и выясняется.... НИКТО НЕ ЗНАЕТ!!! Даже сам рекламодатель, зачастую, не понимает, чего он ждет от интернет рекламы, а мы ему не может внятно объяснить.
Сегодня идёт только накопление данных, анализ, осмысление происходящего. Большинство курсов, коучингов и докладов, проводят люди, которые учились на ПЕЧАТНЫХ СМИ, учителя которых преподавали для печатных СМИ. Что они могут сказать об интернет СМИ? Ничего, кроме теорий, домыслов, предположений или, в лучшем случае, каких-то своихз локальный успехов сделанных по наитию Нет еще того человека, который реально смог разработать структуру интернет-медиа, не обозначил себя современный Адам Смит виртуальной реальности. И не написал свой Капитал интернетный Карл Маркс. А потому старое поколение будет метаться в поисках смыслов, а новое поколение будет мучительно разбираться в происходящеми учиться на своих ошибках.
Но это не значит, что всё пропала и можно опускать руки.
У нас есть огромное преимущество, мы уже умеем зарабатывать на рекламе. Сегодня важно понять одну мысль - интернет это не замена печатным СМИ, а дополнительный инструмент. И некоторое время он им и останется. За счет посетителей сайта, соцсетей, мессенджеров, мы просто получаем дополнительную аудиторию. Надо уходить в интернет? Надо! Надо отказываться от печати ? Нет! Печатное надо преобразовывать в мультимедийный контент.
От чего следует отталкиваться:
1. Нам следует понимать, что на сегодня информация для читателя становится бесплатной. И чтобы заставить его покупать наши печатные СМИ надо постараться (нишевые продукты, нацеленность на определенные категории, серьезные материалы, крупулезные расследования) . Следует подумать о продаже газет по себестоимости.
2. Следует понимать, что аудитория меняется. Читать сегодня мало кому интересно. Он любит смотреть.
3. Сегодня аудитория печатной продукции и интернетной - это разные люди. Писать для них по-разному?
4. Нас никто не ждет на рекламном рынке интернета, мы там лишние люди, которые только мешаются под ногами гигантов.
5. Качество журналистики - никто не отменял. Врать передергивать сваливаться в спид-инфо - не идет на пользу. Четко проводиь раследование. копать так, где никто не копал, внятно доносить информацию жо читателя, шутить, развлекать. спорить и отвечат на вопросы - идет на пользу.
Какие может сделать выводы?
Один из выходов это создание газеты (издания), которую можно будет увидеть везде. В киоске, в соцсетях, в мобильном приложение, в блогах и влогах. И такое, чтобы гражданин, один раз увидивший ваше издание где-то в море информации, четко понимал, что это за издание, о чем оно, и где еще можно его легко посмотреть/получить или на него подписаться. Ну и учиться, учиться, учиться....
Возможно даже за деньги ...