Начав читать самое значительное произведение Эдуарда Шюре "Великие Посвященные", я неожиданно столкнулась с другим великим повествованием "Бхагавад-Гитой". Когда-то давно я делала попытки прочитать индийский эпос, но не хватило желания(так я тогда думала). Сейчас мне понятно почему "не пошло". Мне не хватило знаний, чтобы понять о чем идет речь. Если кто-то из вас читал индийский эпос -поймет о чем я говорю. Сейчас ситуация изменилась и философские книги уже не являются для меня чем-то странным. Не могу сказать, что все понятно, но кое-что понятно точно. Главное в таких книгах понимать Суть вещей и суть слов
. Для начинающих мои слова не скажут ничего, а для тех, кто увлекается познанием мира - это просто. Или ясно. Сегодня я хочу предложить вам маленькие цитаты из "Великих Посвященных" и "Бхагавад-Гиты". Они должны быть понятны, ибо в этих словах нет ничего неясного.
Итак, цитата первая. Эдуард Шюре.
"Но с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них, словно в жилище без окон, противопоставляя разуму веру, как неоспоримую заповедь, с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих принципах и в своих целях, с тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между религией и наукой, готова отречься от своих прав в пользу скептицизма- глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельных людей. В начале этот конфликт был необходим и полезен, так как он служил к восстановлению прав разума и науки, но не остановившись вовремя, он сделался под конец причиной бессилия и очерствения. Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука -на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг напротив друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую...
...При таких знамениях литература и искусство потеряли свой божественный смысл.
Отучившаяся смотреть в вечность, большая часть молодежи предалась тому, что ее новые учителя называют натурализмом, унижая этим названием прекрасное имя природы. Ибо то, что подразумевается под этим названием, есть не более как защита низких инстинктов, тина порока или предупредительное покрывание наших общественных пошлостей, иными словами : систематическое отрицание души и высшего разума...
Благодаря материализму, позитивизму и скептицизму, конец 19-го века утерял верное понимание истины и прогресса...
С материалистической точки зрения причина и цель жизни останутся навсегда непроницаемыми для человеческого ума..."
Думала написать пару предложений, но остановившись на одной фразе, как-то очень не хватает другой и так далее, и так далее, и так далее.
В этой книге Шюре делает ни много, ни мало- представляет классификацию эзотерической доктрины человечества, раскрывает философию, происходящую с тех времен, когда жили на Земле пророки, когда люди могли слушать их слова и видеть, как раскрывается Истина. Их имена "сияют, как звезды первой величины на духовном небосклоне" - Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Пифагор, Иисус. "Это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы общества". Так говорит Шюре...
Цитата вторая. "Бхагавад-Гита".
"Нереальное не имеет бытия, реальное никогда не перестает быть. Эту истину провидели познавшие сущность вещей(У несуществующего нет бытия, у существующего нет небытия. Такое знание открыто для видящих истину)...
... Убийство тщетно, стрела не достигает души, а жертва всегда побеждает убийцу...
...Одни взирают на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, иные слушают о ней как о чуде, а некоторые, даже услышав о ней, не понимают ее."
Какая оказывается любопытная вещь эта "Бхагавад-Гита". Шюре говорит о ней так, как о основе, фактическом фундаменте эзотерической доктрины.
И не нужно в ней видеть лишь романтическую сказку. На самом деле это высокая метафизика. И никак иначе.
Пока я прочла только ту часть, которая касается брахманизма и Кришны. Следующая глава о Гермесе. Уверена, что она так же интересна. Буду делать пометки...