Может, мне это кажется, но число отечественных сериалов про разведку стало расти. Год назад в
обзоре зарубежных шпионских сериалов я сетовал, что у наших какой-то сушняк по этой теме. И прям как в воду глядел: полилось.
Я конечно долго колебался: смотреть ли? Не вывернет ли меня от голимой пропаганды? Но любопытство, как всегда, гонит кошку чёрти куда. Ведь даже в плохих шпионских сериалах иногда показывают интересные штучки - например, как за нами следят с помощью современных технологий.
Да и вообще, что ещё смотреть человеку того поколения, которое метко охарактеризовано песней «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино...». Так что поглядим на шпионов ещё разок, но теперь - через объективы кириллоговорящих кинологов. И в этот раз для разнообразия начнём с самых плохих.
«Русские» (2022)
Кино, поражающее идиотизмом с первых кадров. Это настолько трэшовая пародия на американский сериал «Американцы», что даже трудно оторваться. Ты прямо начинаешь ждать: будет ли сейчас сказана ещё более глупая фраза, будет ли сделан ещё более бессмысленный поступок? И да! - градус идиотизма продолжает повышаться.
Хотел бы я знать, как им это удалось. Новомодное объяснение «текст написала нейросеть» здесь не работает. Даже нейросети не способны писать так, чтобы несуразная глупость звучала каждые десять секунд. Может, это какой-то благотворительный проект? Собрали самых умственно-отсталых и позволили им сделать кино?
Да, я понимаю, рецензия выглядит слишком абстрактной. Людям хочется услышать какие-то детали. Ладно, упомяну лучшую деталь. Согласно этому сериалу, люди в США разговаривают на таком же русском языке, как и в России. Это удобно не только для шпионов, но и для мира во всём мире. Правда, в этом русском языке часто фигурирует странное слово «окей» (я же говорил: в каждом идиотизме этого фильма есть более глубокий идиотизм).
И конечно, есть вторая сюжетная линия. Помимо двух русскоговорящих шпионов в русскоговорящей Америке, есть параллельная история «крота» в московском офисе СВР. Уровнем глупости вторая линия мощно соревнуется с первой, что тоже добавляет саспенса. Я с трудом оторвался после первой серии.
«Миссия Аметист» (2021)
Двенадцать лет назад в Штатах арестовали красотку Анну Чапмен, которая была предпринимательницей, и в то же время - дочерью офицера. То есть как бы потомственная разведчица. Правда, последующие выступления Анны на телевидении, где она вела передачу про мистику, несколько подпортили имидж разведчицы. И её история стала больше напоминать многие другие истории о том, как российские чиновники непатриотично отправляют своих детишек за рубеж.
Кажется, создателям «Аметиста» заказчик поставил тяжёлую задачу - вернуть доброе имя подобным дочерям офицеров. И вот нам показывают роскошную жизнь мафиозной семьи в Италии. Солнце, море, все дела. Но главная героиня не просто так кушает свои эклеры. Она - агент под прикрытием. У неё есть папа-генерал и передатчик в виде камня с кнопкой. Ведь мафиозная семья - это подпольная террористическая организация, которая что-то мутит. И когда к ним приезжает руководитель из ЦРУ, нужно обязательно увидеть его лицо. Нельзя просто так взять и сфоткать его на дороге или в аэропорту. Ни у кого в современной Италии нет телеобъектива. Увидеть его лицо может только дочь офицера, которая ради этого десять лет жила на роскошной вилле у Средиземного моря.
Вторая сюжетная линия разворачивается в Москве, где трудится московский муж дочери офицера, тоже офицер из той же службы. Этот мужик с широким лицом a la Алек Болдуин ловит засланца-террориста, который собирается чего-то натеррорить в столице. И, конечно, у них есть «крот» в отделе. Этого пятый закон Ньютона: если есть дочь офицера, должен быть и «крот».
Видимо, итальянская часть съёмок сильно подъела бюджет фильма, потому режиссёр использовал два неудачных приёма для объяснения всего, что осталось за кадром. Один приём - буквальный текстовый нарратив. Вот главный герой идёт по городу за шпионом, и тут же звучит его голос: «Это я, должность такая-то, слежу за шпионом таким-то» Словно герой на самом деле сидит на собрании Анонимных Алкоголиков и рассказывает свои галлюцинации. Аналогичные вещи проделывает его жена, которая дочь офицера с эклерами в Италии. Она там ходит вокруг своего шпионского камня, а мы как бы слышим монолог её мыслей, изложенных языком газетной передовицы.
Второй странный приём, который меня всегда удивлял - это когда события из прошлого показывают в чёрно-белом виде. Я прямо задумался, бывают ли у меня чёрно-белые флэшбеки? Да, с цветом и яркостью в воспоминаниях явно что-то происходит. Некоторые вещи помнятся вообще только в контурах. Но никогда у меня не было такого, чтобы воспоминание выглядело как полная потеря цветового зрения. А в кино такой приём используют постоянно. Угадали, почему? Да просто дешевле так. В общем, я бросил «Мисс Аметист» после второй серии.
«Серебряный волк» (2021)
В этом сериале одна хорошая находка - главная героиня похожа на молодую Татьяну Друбич. Я даже полез в Интернет и поискал, нет ли там научных новостей о клонировании Друбичей в отдельной взятой стране. Не нашёл.
Остальное в «Серебряном волке» - набор штампов из американских сериалов про полицию. Ну знаете, когда два напарника, хороший полицейский и совсем хороший полицейский, но между ними всегда какой-то наигранный антагонизм. В данном случае один - молодой эфэсбешник, который помешан на гаджетах и Интернете. А второй - старый разведчик, который борозды не испортит. Старого играет Костолевский, и я ждал, что он покажет нам крутые оффлайновые трюки старой разведшколы. Ну типа, замочить киллера простым карандашом Koh-I-Noor, или выявить предательницу по запаху багмака, или хотя бы открыть замок двумя канцелярскими скрепками (двумя, а не одной, Карл!).
Увы, ничего такого не показали. Гораздо эффектнее выглядят трюки молодого. Он говорит своим помощникам «Поищите мне вот этого...», а они такие клик-клик-клик, и сразу в ответ: «Уже нашла, товарищ майор!» Но кстати, в обвешанной камерами Москве именно так оно и работает, сам видел.
И ещё один западный киноштамп: герои в каждой серии раскрывают одно маленькое «дельце», но при этом красной нитью тянут зрителя за яйца, напоминая периодически про некую более крупную загадку, которая будет раскрыта только в самом конце. В «Серебряном волке» этот шаблон слишком прозрачный. У дочки главного героя (клон Друбич) внезапно появляется настоящий, биологический отец, который тоже разведчик, отозванный из-за границы. Но мы сразу понимаем, что он мутит плохое, и для этого хочет использовать ту самую дочку (клон Друбич), у которой есть другой папа-разведчик, постоянно следящий за ней. А новый парень этой дочки - это второй напарник из нашей сладкой парочки, молодой эфэсбешник, который тоже следит за ней. Ну вот не нашлось во всей многомиллионной Москве других людей для слежки друг за другом.
А с другой стороны, что мы знаем о реальной жизни людей из спецслужб? Может, они и в правду живут в такой санта-барбаре. Вон бывший разведчик Скрипаль, сидел себе много лет за рубежом и в ус не дул. А потом к нему приехала дочь офицера - и на следующий день обоих отравили. Хотя, казалось бы, мало ли в Бразилии донов Педро?
"Шпион номер 1" (2020)
Начало вроде было интересное. Тем более что «основано на реальных событиях». В 1985 году в Бейруте арабские экстремисты захватили советских дипломатов. Обещали их убить, если не будут отпущены на свободу арестованные коллеги этих самых экстремистов. Руководство СССР отказалось выполнять условия захватчиков. Однако через некоторое время дипломатов освободили. Версии спасения были разные. Кто-то говорил, что палестинцев припугнули ракетами. По другой версии, советские спецслужбы совместно с ливанскими коллегами применили «симметричный ответ»: захватили родственников шейха, который имел отношение к похищению, и стали диктовать свои условия. Ну и наших дипломатов отпустили. Правда, впоследствии оказалось, что один из них работал на американскую разведку. Или жена его работала. И они удрали в Америку.
В общем, тёмная история, до сих пор засекреченная. Увы, киноверсия вышла слишком упрощённой. Здесь всю операцию по спасению прокрутил один сильно пьющий резидент советской разведки. И вообще главная тема тут «война кротов», поэтому давайте спасём нашего «крота», послав к американцам того самого героя, который захватил сына шейха - пусть герой теперь изобразит предателя, чтобы пустить врагов по ложному следу.
Дальше создатели «Шпиона N1», очевидно, вдохновлялись французским сериалом «Бюро легенд», где герой тоже побывал тройным агентом ради любимой женщины. Но у нашего труба пожиже. Особенно это заметно по «международным» сценам, которые снимались в Крыму. Мне говорят «посольство США в Ливане», а на экране я вижу свой любимый отель в Симеизе! Нет, я всегда подозревал, что киношники выбирают места для съёмки по принципу «где лучше купаться». Но когда проклятые ЦРУшники сидят на моей любимой веранде и пьют виски на фоне горы Дива и горы Кошка - это уже чересчур.
«Начальник разведки» (2022)
А вот это смотрится гораздо лучше. Может, просто потому, что история более старая: тридцатые и сороковые годы, когда советской разведкой руководил Павел Фитин. То есть история уже почти мифическая. Но именно такие, обточенные временем истории лучше превращаются в фильмы, чем наспех выдуманные сценарии о современных шпионах.
Да и вообще ретро снимать приятней. Все эти симпатичные старые вещички, они так и просятся в кадр. Вот забавный пример: в сериале «Серебряный волк», что упомянут выше, старый разведчик рассказывает дочке, как однажды он ушёл от слежки, купив у прохожего велосипед. Но там это просто рассказ в кафе, говорящие головы. А в «Начальнике разведки» эта же сцена показала в деталях, со старинным велосипедом в Берлине.
Интересен и подбор актёров, напоминает старые индийские фильмы: все хорошие персонажи симпатичные, а у всех плохих - лица противные. И только товарищ Сталин имеет лицо загадочное, непроницаемое, как и полагается вождю.
В общем, если кино на эту тему делается для популяризации СВР, то достичь цели в моём случае мог бы только «Начальник разведки». Потому что «Русские» и «Аметист» при просмотре вызывали только усмешки. А вот после сериала про Павла Фитина я полез в Интернет и почитал его биографию.
К недостаткам сериала можно отнести немецко-американскую шпионку в исполнении Вилковой - слишком она похотливая, перебор. Хотя не исключено, что такая карикатура специально задумывалась. Особенно в сравнении с русской разведчицей, которая и выглядит роскошно, и ведёт умные разговоры с Эйнштейном, и вообще это жена Лимонова.
Чтобы не перехвалить, добавлю, что таких простоватых фильмов про тёплых ламповых разведчиков военного времени вышло ещё несколько в последние годы. Если смотреть их подряд, можно заметить общие минусы (вроде слишком чистой одежды). Но если вас это не парит и в целом нравятся ретро-сериалы, можно ещё посмотреть «Красную капеллу», которая снята в начале 2000-х. Или сериал «Зорге», где играет печальный Домогаров. Или совсем современный «СМЕРШ», где неубиваемые советские бэтмены с добрыми лицами так круто решают все проблемы, что даже непонятно становится, почему у нас Союз развалился, при таких-то бэтменах.
«Актёр» (2022)
Вот наконец сериал, от которого не оторваться. Мои ближайшие ассоциации - роман Грэма Грина «Наш человек в Гаване», а также фильмы Гая Риччи, где простой случайный человек оказывается в точке столкновения сразу нескольких воинственных организаций.
Неудачливому актёру, который задолжал много денег каким-то восточным ребятам, предлагают высокооплачиваемую роль. Его гримируют, одевают, а потом сажают в машину и вырубают электрошокером. А когда он очухивается, то видит, что человек, который вёз его в машине, застрелен. И что ещё интересней, наш актёр является копией застреленного.
Дальше пересказывать нет смысла, тем более что сюжет совсем не линейный, да и персонажи не чёрно-белые. Ну и главный герой тоже молодец, даром что актёр. Кстати, изображать ему приходится убитого человека из спецслужбы по фамилии Петренко. Хороший стёб - ведь это фамилия известного актёра, который чаще всех изображает разведчиков в российских сериалах (хотя в молодости он в тюрьме сидел).
Впрочем, если дальше гнуть тему про штампы, то и здесь есть один заметный. Вы будете смеяться, но это - дочь офицера. Хотя в этом сериале вполне можно было обойтись без такой странной любви к родственным отношениям на работе. Но видимо, заказ на дочерей офицеров - большой и серьёзный.
И напоследок ещё кое-что забавное про фальшивых агентов. Если вам попадётся сериал под названием «Фальшивый флаг» (или «Под чужим флагом») - смотрите внимательно, чьё производство. В оригинале это израильский фильм, с довольно интересной завязкой. В Москве похищают иранского министра, при этом сообщается, что все похитители - израильские граждане. Показывают по телевизору их фотки и паспорта. И одновременно показывают, как эти люди живут себе спокойно в Израиле, и вдруг видят себя по телевизору. Как будто это подстава, и они не участвовали в похищении. Однако в момент похищения они все действительно находились за границей, и все чего-то скрывают.
Наши сняли клон этого сериала, называется точно так же («Фальшивый флаг»), так что не перепутайте. Российская версия ещё не вышла, но опыт клонирования сериала Homeland ясно показывает, какая унылая ботва получается в таких случаях (см.
мой прошлый обзор). Вообще трудно уважать киношников, которые не могут самостоятельно написать подобный сценарий, живя в стране с такими богатыми конспирологическими традициями, как у нас.
P.S.
Написал этот обзор в феврале, когда на первом канале ещё не вышел новый сериал "Шпион". Но в конце марта я летал в Тюмень, там в отеле телевизор сам собой включился ночью - и стал мне показывать этого "Шпиона". В целом впечатление такое такое же плохое, как от сериалов "Мисс Аметист" и "Серебряный волк". Какие-то офисные похождения из комнаты в комнату, долгие переодевания в машине и прочие бюджетные способы тянуть время. И сюжетные штампы ровно те же, что в заголовке моего обзора: опять крот, опять дочь офицера.
Хуже того, в главной роли тут Безруков, про которого сколько не говори, что это подполковник ФСБ или агент ЦРУ, а ты всё равно видишь, что это просто актёр Безруков, тот же самый, который везде, и везде одинаковый. И никакой возможности погрузиться в фильм с таким примелькавшимся лицом. Когда уже наконец на законодательном уровне запретят снимать в кино одних и тех же людей? Это все равно что продавать людям одно и то же мороженое, которое уже несколько раз съели.
(Обзор написан для сайта
Alterlit.ru)