В этом году скрепоносные борцы с Хэлловином нанесли врагу мощный меметический удар - по Интернету разлетелись вирусные картинки с надписью "Не Хэлловин, а Тыквенный Спас!". Идея конечно забавная, однако такого тыквенного праздника на Руси никогда не было. С другой стороны, пиндостанский Хэлловин - это лишь бледная пародия на то, что у нас действительно было: гораздо более древний европейский праздник окончания полевых работ и встречи зимы.
Отмечали его и славяне до прихода христианства. Назывался он Осенние Деды - хотя это лишь дошедший до нас вариант, то есть самый поздний. Наверняка раньше он назывался иначе, как-то ближе к Самайну, который у кельтов означал "конец лета". Тут надо уточнить, что у древних кельтов,
как и у славян, год делился только на два сезона, так что "конец лета" по сути был "началом зимы".
Православная церковь, пытаясь заместить язычество, перекрыла этот день своей Дмитриевой Субботой. Однако народная традиция сохранила суть праздника: "Дмитриева суббота - кутейникам работа (поминки)", сообщает "Месяцеслов" Владимира Даля. А поминки - типичный признак языческого сезонного праздника. Каждый такой праздник включал обряды смерти и рождения: окликание предков происходило и на зимнюю Коляду, и на весеннюю Масленицу.
Ну и Октябрьская революция неслучайно попала на этот день. Смерть старого и рождение нового, опять же. И поминки героев, и шествия с музыкой - всё по языческим канонам.
Вот такой у нас нынче многослойный праздник с глубокими местными корнями. И не нужно заново изобретать американский тыквосипед, товарищи скрепоносцы. У нас в Греции всё есть: