Монино и Ту-144

Feb 18, 2015 13:46

1. На входе в аэродромную экспозицию музея ВВС нас встречают два уникальных экспоната. И если с первым, Ми-12, все более или менее понятно (гордость мирового вертолетостроения, уникальная во всех смыслах машина с размахом каждого винта в 35 метров), то экспонат прямо за ним привлекает куда большее внимание тех, кто понимает, что это за машина. Перед нами Т-10, первый прототип Су-27, самолета, сделавшего Российскую авиацию. При внешней схожести, монинский экспонат совсем не тот привычный истребитель, у него масса отличий как внешних, так и более существенных, конструкционных. Вообще говоря, если бы Т-10 признали успешным и пустили в серию, наша авиация сейчас выглядела бы совсем по-другому. Сильно сомневаюсь, что Су-27 сделал бы такую великую карьеру.



2. Персонаж из детства. Эти машины, Ту-16, базировались примерно в трех километрах от моей школы.




3. Если честно, так близко к Ту-144 я еще не подходил. Не могу сказать, что я полный фанат этого самолета, но уважение, разумеется, вызывает.



4. Большее уважение вызывают, конечно, ребята, которые с 2005 года проводят свои выходные за странным, на первый взгляд, занятием - восстановлением советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 №77106. Вот так выглядел салон первого класса. Кстати, было он далеко не на всех бортах этого типа. Деревянные столики выглядят роскошно.



5. Центральный тоннель панели управления самолетом. Некоторые приборы уникальны. Насколько я понимаю, самолет планировался обслуживаться экипажем без штурмана. По крайней мере места для него не предусмотрено.



6. Этот самолет уже никогда не взлетит. От этого грустно, конечна. Как некоторая безысходность. Но он живой, у него, например, светятся информационные надписи.



7. Если честно, очень хочется, конечно, чтобы экспонаты содержались чуть в лучшем состоянии.



8. Не смог пройти мимо. Настоящие советские конденсаторы. Сколько у меня таких было в школьные годы!...



9. Отказать себе в удовольствии посидеть в командирском кресле Ту-144? Нет, это не про меня. Интересные ощущения. Возможно потому, что кабина на высоте метров под десять, но как-то по-особенну ощущаешься себя. Будто уже летишь. И где-то далеко сзади, под полом, четыре огромных двигателя толкают тяжеленную умную машину, заставляя преодолеть звуковой барьер.



10. Все так красиво, естественно. И даже не подумаешь, что до начала реставрационных работ энтузиастами приборов практически не было, все было разворочено вандалами. Большой вопрос, кстати - а как они попали на самолет? Это ведь не жигуль заброшенный, так просто в него не запрыгнешь... Кто-то же их пустил.



11. Место бортинженера. Внешне мало отличается от других типов, но ребята рассказали, что, фактически, основная нагрузка в полете ложилась именно на плечи этого члена экипажа - особенности полета на сверхзвуке требовали постоянной наряженной работы.



12. Прогуляемся еще по музею. Ту-4, первый тяжелый бомбардировщик, предназначенный для транспортировки ядерной бомбы. Из описания на Википедии: "Ту-4, носивший в процессе разработки индекс Б-4, являлся точной копией B-29 - скопировали даже отверстие в панели управления под банку с газированными напитками и пепельницу (хотя советским лётчикам запрещалось курить в полёте категорически). Доходило до того, что в качестве базовой единицы измерения при проектировании использовались дюймы, которые затем переводились в миллиметры."



13. Пойдем в ангар, посмотрим на легенды времен ВОВ.



14. Красота какая!


15. Совсем рядом с Монино находится аэродром Чкаловский. И порой посчастливится увидеть совершенно уникальные по сегодняшним временам аппараты. Вот Ил-62 пролетел, например.



16. "Сотка".



17. Море титана. Меня больше всего умиляет, что при поднятом носе у пилотов не было вообще никакого обзора. Как в подводной лодке. Так же нельзя!



18. А вот с этим товарищем мы знакомы по Северу. Як-38, очень забавная машина вертикального взлета, базировался на "Киеве". Странный самолет.



19. Ту-114 и Домодедово. Плохие ассоциации.



20. А самолет очень красивый!



21. Запустить бы двигатели, закрутить бы винты!...



22. Анатомия Миг-31. К сожалению, все ржавеет...



23. Стремительный силуэт! Эх, не довелось мне в полете эту машину увидеть.



24. Триммер элеронов Ил-2. Конструкция, которая сейчас выглядит примитивной, была вполне себе на уровне, когда самолет создавался.



25. Вот так, вполне в духе времени.


26. Для меня, как человека, выросшего в Североморске, именем Бориса Сафонова связано все детство. Помню, сложно было выговаривать отчетство - Феоктистович. Но то, что он герой, я отлично знаю с детсадовских времен.



В целом, конечно, музей ВВС в Монино производит странное впечатление. Собраны экспонаты, которые можно считать уникальными. Некоторые таковыми и являются. Но ощущение, что это не музей, а кладбище. Огромные возможности для проведения мероприятий авиационной тематики, а даже отношения с ведущими авиационными блогерами не выстроены. Да, государство, да, остаточное финансирование, но неужели нельзя придумать способ зарабатывать деньги на ресаврацию техники? Верю, что когда-нибудь смогу изменить свое мнение.

ту-144, музей, монино, самолеты, туполев

Previous post Next post
Up