Rosetta - "A Determinism Of Morality" (2010)

May 12, 2011 16:21

 Я тут оказался в числе админов главного пост-метал сообщества всея контакта. У нас в планах на развитие куча всего разного, а пока что мы открываем раздел рецензий моим обзором прошлогоднего альбома Rosetta - "A Determinism Of Morality".




Рецензировать удачные альбомы - довольно дурацкое занятие: их достоинства очевидны, а минусов вроде как и нет, потому приходится играть в капитана Очевидность и пространно объяснять, почему же этот альбом так хорош. Однако "A Determinism Of Morality" совершенно неожиданно был неоднозначно принят любителями жанра. Старым поклонникам Rosetta он показался недостаточно абстрактным, кто-то даже уловил в нём нотки попсовости (sic!), других утомило внешнее однообразие; многие нашли, к чему можно придраться. Но несмотря на то, что для пост-тусовки подобный разлёт мнений довольно характерен - слишком большой и разнородный музыкальный пласт объединяет этот термин - прошлогодний релиз Rosetta определённо стал заметным событием в пост-металлическом сообществе.

За прошедший с момента релиза "A Determinism Of Morality" год я много раз собирался сесть за написание рецензии на этот альбом, но... никак не мог найти слов. Очевидным было только, что это работа "на десятку". А почему на десятку, за какие такие заслуги - сформулировать было невероятно трудно. Альбом просто зацепил и не отпускал долгие месяцы. За это время стала очевидна ещё одна удивительная особенность: оказалось, он обладает совершенно неисчерпаемыми запасами атмосферы. Ни один, даже самый-самый любимый лонгплей не держался в моём плеере настолько долго и не выдержал такое количество почти ежедневных прослушиваний, как "A Determinism Of Morality", и по этому показателю в моём личном рейтинге он стоит на бескомпромиссном первом месте. Однако, пожалуй, года всё же должно было хватить, чтобы собрать все мысли в кучу и попытаться объективно оценить этот альбом. Что ж, попробуем.

Первое, что бросается в глаза - это его цельность. Из общего ряда выпадает разве что третий трек - "Blue Day For Croatoa", медленно обтекающий сознание слушателя, практически так ничем его не цепляя. Может быть, без него альбом оказался бы идеален по структуре, однако нельзя не предположить, что этот трек является естественным разделителем внимания, давая набраться сил перед основной частью диска. В любом случае, композиция неплоха, и выглядит немного инородно лишь как часть структуры альбома. В остальном придраться не к чему: парни умудрились выдержать идеальный баланс между общим звучанием работы и запоминаемостью отдельных треков, не свалившись ни в однообразие, ни в музыкальный винегрет. Складывается ощущение, что альбом писался на одном дыхании, на единой волне, и за достаточно короткий промежуток времени - как говорится, "пока пёрло".

В музыкальном плане "A Determinism Of Morality" кажется более доступным, чем предыдущие работы Rosetta. Здесь практически нет долгих заигрываний с эмбиентом, нет перебора с длительностью композиций, нет глубоких, долгих и, честно говоря, временами скучноватых "уходов в себя", характерных для раннего творчества команды. Прекрасная сбалансированность проявляется и в правильном дозировании "ударных" и "спокойных" кусков, длительность которых временами доходит до целых треков. Вообще, этой команде не свойственна поспешность. Взяв один рифф за основу, они могут построить на нём всю композицию, ещё немного залезть в следующую, и в итоге получить ровно то, что доктор прописал. Фирменная "циклическая" и в то же время несколько отстранённая работа ритм-секции, заполняющей собой совершенно всё свободное пространство, вытесняет гитару наверх, в невесомость, а снизу её подпирает и привязывает к земле беснующийся повторами, надрывно кричащий вокал. Перекличка гитарно-вокальных дилеев контрастирует с отрезвляющей точностью ритм-секции, и всё вместе это создаёт неповторимый эффект музыки Rosetta. Кажется, что с каждым квадратом ты становишься чуть легче, и к концу альбома - уже летишь, распадаясь в прах и рассеиваясь по ветру под повторяющуюся фразу "scatter the ember". Похоже, парни очень точно просекли суть пост-метала: при всей своей интеллектуальности, при всей структурной навороченности их музыка воздействует непосредственно на чувства и ощущения слушателя; она прекрасно проста в своей сложности. Впрочем, этот эффект присутствовал и на предыдущих альбомах, здесь же всё просто завёрнуто в максимально понятную упаковку. Альбом выглядит жирной точкой в творческих поисках группы, квинтэссенцией всей их музыки, эталоном так никем и не повторённого пока стиля.

Отдельно стоит упомянуть о смысловой нагрузке альбома. Один товарищ как-то уверял меня, что у Rosetta текстов как таковых нет, и вокалист, бешено вращая очами, орёт в микрофон всё, что ему взбредёт в голову. Относительно этого альбома эта теория, конечно, рассыпается в пух и прах (что там раньше у них происходило с текстами я, честно говоря, совершенно не в курсе): полная абстракций, лирика "A Determinism Of Morality" явно объединена одной, пускай и трудноформулируемой, концепцией. Триптих "Release" - "Revolve" - "Renew", отражённый и в трек-листе, красной нитью проходит сквозь альбом, наматывая на себя по пути множество смысловых вариаций "на тему". Беря же во внимание абстрактность всей розеттовской музыки - достаточно пропустить слова сквозь себя, чтобы почувствовать, о чём же они нам хотели поведать. Кажется, это единственная постовая группа, которой обилие вокала действительно идёт на пользу.

Мировая пост-метал сцена держится на совершенно не похожих друг на друга эталонах, и Rosetta - самые молодые и самые, пожалуй, активные представители этой "элиты". "A Determinism Of Morality" - это качественный скачок в первую очередь в сознании самой группы, окончательное завершение формирования собственного подстиля. Что-то лучше сделать тяжело, но если им это удастся, то все вопросы о лидерах сцены будут сняты окончательно. Остаётся только ждать.

рецензии

Previous post Next post
Up