Теперь, по прошествии овердофига лет с момента сдачи последнего экзамена и разработанном навыке решения задач при помощи математического софта, попытки посмотреть на задачи для ЕГЭ или экзаменов в вузах у меня порождают какие-то вот такие ассоциации.
В перспективе вам, скажем, нужны комбайнёры, которые даже рулить комбайном скорее всего не будут - только его программировать. Однако экзамены, которыми вы проверяете потенциальную пригодность людей к занятию комбайнизмом, включая теоретический, примерно такие.
- Вспашите гектар сельскохозяйственных угодий руками, используя только мизинцы и указательные пальцы.
- Телегу какого производителя лучше всего было использовать в Бирме второй половины восемнадцатого века?
- Перегоните на стометровке хромого кролика, когда обе ваши ноги в одном мешке.
- Кто из античных философов чаще всего упоминал репу в своих афоризмах?
То есть, реал, система образования всё сильнее напоминает косплей какого-то фэнтезийного сеттинга: в ней даже в 2020-м пытаются делать вид, что компьютеры всё ещё не изобрели, и потому знания о докомпьютерном прошлом всё ещё имеют первостепенные значение, тогда как знание современных методов не важно совсем, а деятельность людей всё ещё никак не связана с компьютерами, в частности, для решения задач их до сих пор никто не использует.
В результате зачем-то проверяется, насколько хорошо человек способен выполнять то, что отлично делает компьютер, но вообще не проверяется, насколько хорошо человек умеет использовать этот самый компьютер для решения тривиальных и нетривиальных задач.
По идее, включи в систему образования компьютеры и проверяй умение их использовать на экзаменах, задачи можно сделать на два порядка сложнее и интереснее. Просто потому, что всю нудную и трудоёмкую часть на себя возьмёт комп, а у человека мы будем проверять, насколько хорошо он умеет рассуждать о чём-то, не вписывающемся в очевидный шаблон. Но хрен там: пусть размышления составляют 0,1% от времени решения задач, а всё остальное время человек пусть вручную переставляет буковки и циферки, исписывая ручкой целую стопку бумажек.
Ведь для комбайниста наверно очень полезно уметь вспахать поле в Бирме восемнадцатого века мизинцем - быстрее, чем хромой кролик добежит до ближайшего античного философа.
doc-файл